с
ады и парки Петербурга
ке стали сдаваться в аренду част-
ным лицам и различным учрежде-
ниям. В ноябре 1819 года в нем раз-
местилось Главное инженерное
училище. Шефом созданного учи-
лища стал великий князь Николай
Павлович, будущий император
Николай I.
К первому десятилетию XIX
века на юго-западной границе Тре-
тьего Летнего сада, с оранжерей-
ным двором вкупе, начали появ-
ляться городские постройки. На
набережной Екатерининского ка-
нала с 1784 года находилась усадь-
ба Княжнина с каменными и дере-
вянными службами. В 1816 году
этот дом уже принадлежал Библей-
скому обществу.
Дома и дворцы, выстроенные
вдоль Невского проспекта, тыльны-
ми сторонами своих участков ото-
левой стороне Караванной улицы
(если смотреть с Невского про-
спекта), и подходил к набережной
Фонтанки около того места, где
ныне стоит здание цирка. Вдоль
Екатерининского канала проходил
похожий на него забор, но несколь-
ко меньшей высоты. Он был более
старым и был выстроен еще при
Екатерине II. 11 мая 1798 года его
начали ремонтировать. Главный же
забор был построен в 1800 году и
имел трое ворот. Центральные из
них выходили на нынешнюю Ма-
нежную площадь, между зданием
Михайловского манежа и Берей-
торской школой. Двое других вы-
ходили: одни - на Садовую улицу,
которая в то время не доходила до
Царицына луга, а упиралась в за-
бор; другие - в районе Михайлов-
ской площади. На плане 1804 года
Главные въездные ворота Михайловского замка.
Обмерный чертеж. 1830 г. РГА ВМФ
двинули границу сада до Итальян-
ской улицы. Без хозяйского глаза
здание замка, парк и хозяйственные
постройки в нем пришли в запусте-
ние. В центре столицы появился
пустырь, заросший репейником и
крапивой, и туда местные жители
сваливали мусор. Историк Ю. Ов-
сянников писал: «Пустырь портил
настроение Александру. Он выпадал
из его системы порядка и понима-
ния красоты. Посему пустырь сле-
довало уничтожить. Когда решено
было возвести на этом месте вну-
шительный дворец, государь вздох-
нул с облегчением»56.
Представление о территории
сада в начале XIX века дает план
1804 года. На нем царский участок
отделен от города: по правой сто-
роне нынешней Итальянской ули-
цы от самого Екатерининского ка-
нала шел сплошной высокий камен-
ный забор, делавший значитель-
ный угол в районе Манежной пло-
щади, затем поворачивавший по
Третий Летний сад еще близок по
виду к тому, что изображен на пла-
не 1753 года, но уже нет лабиринта
- часть его отошла под манеж, а на
другой части был разбит обыкно-
венный сад. На границе Летнего сада
и этих участков видны два дома, на
месте которых был позднее воз-
двигнут «Дворец искусств» («кор-
пус Бенуа» Русского музея). Как
отозвался о нем П. Н. Столпянский:
«...своим боковым фасадом, выхо-
дящим на Инженерную улицу, на-
поминает какие-то не то конюшни,
не то манеж. »57
К середине второго десятиле-
тия XIX века композиция сада на-
чала претерпевать изменения: из
пяти прямоугольных прудов оста-
лись четыре - три малых и один
большой. Для Летнего сада в то
время были изготовлены скамей-
ки, которые могли использоваться
и в Третьем саду, так как часто одни
и те же мастера и садовники рабо-
тали во всех трех садах. Это же
можно сказать и о проектах скаме-
ек, относящихся к 1841-1853 го-
дам, выполненных архитекторами
Вильмером и Писцовым для Лет-
него сада58.
Перед главным (южным) фа-
садом Инженерного замка прохо-
дил «Воскресенский канал», со-
единявший пруды Третьего сада с
Фонтанкой. Этот канал был засы-
пан во второй половине XIX века,
но в наши дни (к 2004 году) он был
частично восстановлен вместе с
тройным мостиком. На месте Ми-
хайловского дворца и площади на
плане изображены оранжереи и
грунтовые сараи, пришедшие к
тому времени, как уже говорилось,
в полный упадок59.
Итак, мы подошли к событи-
ям, в корне изменившим всю тер-
риторию Третьего Летнего сада,
ставшего Михайловским, или, по-
зднее, имевшим более интимное
неофициальное название - «Сад
Елены Павловны».
САД ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ
Павел I любил своих детей,
которых у него было 10 человек.
Однако старших, в бытность их
маленькими, отобрала на воспита-
ние бабка - Екатерина II, поэтому
всю свою любовь мальтийский
рыцарь обратил на трех младших -
Николая, Анну и Михаила.
Предысторию создания Ми-
хайловского дворца мы находим в
«Записках» Ф. Ф. Вигеля. «Покой-
ный император Павел при рожде-
нии младшего сына Михаила Пав-
ловича велел ежегодно отклады-
вать, не помню, по скольку сотен
тысяч рублей, дабы сей Вениамин,
коему не суждено было царство-
вать, достигнув совершеннолетию,
по крайней мере мог жить по-цар-
ски. Говорят, что накопилось до
девяти миллионов, коих употреб-
ление молодой человек предоста-
вил старшему брату - государю. На
них-то, под наблюдением Росси и
по плану его, выстроен дворец, для
которого образцом, хотя не совсем
удачно, архитектор взял Лувр»60.
В
1817
году
архитектору
К. Росси было поручено построить
для великого князя Михаила Пав-
ловича
городскую
дворцовую
усадьбу. Первоначально пытались
приспособить под резиденцию
Михаила Павловича какой-либо
49
И
ст
ория
П
ет
ербур
га
. №
4
(38
)/2007
предыдущая страница 48 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст