С
троительство и архитектура
Озерками и Ш уваловом, остава-
лась во владении Ш уваловых, по-
скольку земля графской мызы, как
высочайше пожалованная, не могла
быть продана или подарена без вы-
сочайшего разрешения.
Трудно назвать точную дату,
когда именно на нынешней терри-
тории Ш увалова - Озерков, засе-
ленной в X V III веке переселенца-
ми, «сволоченными» из шувалов-
ских имений Центральной России,
возникли первые дачные построй-
ки. Они не упоминаются в первых
официальных описаниях Санкт-
П етербургского
уезда
1788
и
1838 годов10. Однако на карте 1856
года11 недалеко от первых озер от-
мечены три постройки, а П. И. Н е-
волин в своей книге «Парголово»
писал, что «давно уже здесь нача-
лась дачная жизнь, а теперь парго-
ловские окрестности каждое лето
наполнялись значительным числом
петербургских обывателей. О со-
бенно же населено Первое Парго-
лово. В нем считается более 100
дворов, и почти каждый дом занят
дачниками». Далее автор приводит
перечень дач и их владельцев12. На
одной из них - даче о. Ковалевс-
кого - в 1867 году ж ила семья
Г. Ш лимана. «Из дома (на даче
отца Ковалевского на Поклонной
горе) видно море, село Коломяги
и т. д.», - писал сын Шлимана Сер-
гей отцу13. В 1832 году на даче на
Поклонной горе жил Н. В. Гоголь14.
Можно полагать, что это были пер-
вые дома будущего Ш увалова со
стороны города на арендованной от
графского имения земле.
Начиная с 1860-х годов - вто-
рого периода «дачного бума» - на
парголовских землях, близ С у з-
дальской слободы с западной сто-
роны от П оклонной горы вдоль
Вы боргского тракта, возникли
бывшие дачные местности Ш ува-
лово и Озерки. Застройка активи-
зировалась после открытия движе-
ния по Финляндской железной до-
роге. На территории парголовско-
го имения должно было быть две
станции: Ш увалово и Парголово.
Проектировщ иком и строителем
вокзалов был финский инженер-
архитектор Вольмер Вестлинг, по-
лучивший образование в Политех-
ническом институте в Хельсинки.
П ланы вокзалов павильонного
типа были выполнены в стиле нео-
реализма и отличались симметри-
ей: в центре здания - открытые ве-
ранды с декоративной резьбой, что
придавало им сходство с дачами в
этой местности. Как в оснащении,
так и в меблировке, по-видимому,
пытались избежать ненужного из-
лишества. В 1910-е годы по желез-
ной дороге курсировало в сутки
более 65 поездов. К тому времени
деревянные здания станций обвет-
шали и не соответствовали назна-
чению в зимнее время, и их заме-
нили новыми, каменными, приспо-
собленными для зимы. Были пере-
строены Ш уваловский и Парго-
ловский вокзалы, а в Озерках воз-
веден новый. Автором этих соору-
жений был ф инский архитектор
Бруно Гранхольм (1857-1930) -
ученик крупного зодчего финской
эклектики Теодора Хейера и архи-
тектор Главного управления желез-
ных дорог Финляндии с 1892 года.
За три десятилетия архитектурной
практики
Гранхольм возвел в
Ф и нляндии десятки станций в
стиле «северного модерна», харак-
теризующегося асимметрией, вне-
сением поперечных мансард с раз-
личными скатами кровли, фронто-
нов, шпилей, окон, начиная от пря-
моугольны х и кончая полуцир-
кульными и стрельчатыми. Первым
был построен вокзал в Шувалове
(1898) - в связи с тем, что в 1894
году туда подошла самостоятель-
ная частная ветка Приморской до-
роги, соединявшая Озерки - Ш у-
валово с Сестрорецким курортом.
Двухэтаж ное каменное здание
станции Ш увалово с симметрич-
ным планом и объемом близко к
образцам «кирпичного стиля» X IX
века. О модерне напоминает лишь
расположение окон, расширенных
в пассажирском зале, и узких лес-
тниц. Фасады выполнены облицо-
вочным кирпичом: основное поле
стен - красным, детали - розова-
тым. При станции - жилой двух-
этажный дом на подвалах, первый
этаж каменный, второй - деревян-
ный, обшит вагонкой с ф игурны-
ми кронштейнами, окна обрамле-
ны накладными рейками, что со-
здавало
своеобразный
нацио-
нальный колорит.
Здание станции Озерки15 было
построено в 1902 году. П ервый
этаж был занят служебными поме-
щениями. Здание со стороны пер-
рона имело симметричный плос-
кий фасад с повышенной средней
частью. Фасад в сторону озер от-
личался асимметричной живопис-
ной компоновкой объемов, имел
характерную расстекловку окон-
ных переплетов.
Летом 1906 года был выстроен
вокзал в Парголове. Этот вокзал
напоминает средневековый замок
в миниатюре: башни с чешуйчатой
кровлей, узкие окна-бойницы, сре-
занный шипец в центре. Это одна
из первых в России построек из
силикатного кирпича, светлый тон
которого хорошо подчеркивал де-
тали из темно-красного клинкера.
Аренда участков на землях гра-
фов Шуваловых производилась от
конторы управления имением.
Однако активная застройка в рай-
оне Суздальских озер сделала об-
ременительными условия 30-лет-
5
История
Петербурга
. №
4
(38)/2007
предыдущая страница 4 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст