С
а
ады и парки Петербурга
50
из существовавших дворцов: спер-
ва это была усадьба Воронцова,
примыкавшая к территории Анич-
кова дворца, затем - дворец Чер-
нышева на Исаакиевской площади.
Однако оба эти варианта не устро-
или заказчиков, и для дворца был
отведен большой участок на юге
территории Третьего Летнего сада,
недалеко от Михайловского зам-
ка. Эту площадь ограничивали
Мойка, Екатерининский канал и
Большая
Итальянская
улица.
С восточной стороны, для ограни-
чения усадьбы, Росси позднее про-
длил Садовую улицу от Итальянс-
кой до Марсова поля, разделив тем
самым два одноименных сооруже-
ния: замок и дворец. Михайловс-
кий дворец со служебными корпу-
сами органично вписался в окру-
жающую городскую застройку.
Задание построить дворец на
свободной территории, на месте
заброшенных парников и оранже-
рей Третьего Летнего сада, импо-
нировало Росси больше, чем пере-
делка старых дворцов, тем более
что архитектору был знаком этот
участок: когда-то он на второсте-
пенных ролях участвовал в созда-
нии
соседнего
Михайловского
замка. Возможно, что он сам и
выбрал этот участок. Наконец-то
его давняя мечта - возможность
создать архитектурный ансамбль -
становилась явью, но нужно было
угодить одновременно обоим сия-
тельным братьям - Александру I и
Михаилу Павловичу.
17 апреля 1819 года последо-
вало повеление о создании Комис-
сии для построения дворца вели-
кому князю Михаилу Павловичу,
и Росси стал членом комиссии.
Это означало, что заказчики (им-
ператор и великий князь) одобри-
ли его проект.
14
июля 1819 года произошла
закладка дворца, но император на
ней не присутствовал, так как
уехал в Архангельск. Как было
принято с петровских времен, все
строительные работы велись с
первых теплых дней до первых
холодов.
Дворец, названный по имени
его будущего владельца - Михай-
ловским, строился с 1819 по 1825
год. Это был последний в городе
дворец, построенный по типу го-
родских дворцов-усадеб, окружен-
ных садом.
Хороши были оба фасада двор-
ца - и лицевой, выходивший на
нынешнюю площадь Искусств, и не
уступавший ему садовый. Каза-
лось бы, все то же, что и у лицевого
фасада - рустованный первый
этаж, те же тимпаны, тот же фриз
работы В. И. Демут-Малиновско-
го, но не было его торжественнос-
ти и строгости; двенадцать колонн
в центре фасада61, чуть отступив
назад, образовывали грандиозную
лоджию-колоннаду.
Несколько
слов о скульптурном фризе. Он
помещен над окнами второго эта-
жа главного и садового фасадов и
состоял из 44 барельефов (каждый
размером 195 х 200 см). На нем
изображено торжественное ше-
ствие древних римлян. Боковые
стороны фасада оформлены в виде
шестиколонных портиков. Каж-
дый фронтон украшают барельефы
крылатых гениев Славы, осеняю-
щих венками двуглавого орла с
короной. На аттике лоджии поме-
щена скульптурная группа, изобра-
жающая две аллегорические жен-
ские фигуры, поддерживающие
геральдический щит с монограм-
мой «МП» - «Михаил Павло-
вич»62. К зеленому лугу и тенис-
тым аллеям сада пологими уступа-
ми спускалась широкая гранитная
лестница. Кроме фриза скульптор
Демут-Малиновский выполнил
также группы на фронтонах парко-
вого фасада, остальные скульпту-
ры - С. С. Пименов. Оба скульпто-
ра работали по рисункам Росси.
Любовь
Карла
Ивановича
Росси к созданию ансамблей ярко
проявилась именно в этом строи-
тельстве. Перед главным фасадом
дворца была образована прямоу-
гольная площадь (современная
площадь Искусств). От площади
дворец отделяла высокая ограда
строгого рисунка по проекту само-
го Росси. Перед дворцом прошла
новая улица - Инженерная. По-
зднее архитектор проложил через
уже обжитые участки, сломав для
этого два жилых здания, новую
улицу, сориентировав ее на портик
Руска, которую назвали также
Михайловской. Благодаря ей от-
крылся вид на дворец со стороны
Невского проспекта. На пересече-
нии Итальянской и Караванной
улиц образовалась еще одна пло-
щадь - Манежная. Уже упомина-
лось, что Садовая улица была про-
ложена до Марсова поля. Ограда
на этом участке повторила рисунок
ограды главного фасада. Открыл-
ся этот отрезок 6 марта 1826 года,
и первой по нему прошествовала
печальная процессия - перевози-
ли прах императора Александра I в
Петропавловскую крепость. В том
же году был разобран деревянный
мост через Мойку напротив Инже-
нерного замка; он был построен
вместо бывшей при Елизавете Пет-
ровне крытой галереи. Мост заме-
нили сразу два новых - один в ство-
ре Садовой улицы, другой, через
Фонтанку, в створе Пантелеймо-
новской улицы (ныне - Пестеля)63.
Тогда же была засыпана часть ка-
налов, окружавших замок.
Комиссия
для
построения
дворца торопила архитектора, но
тот проводил тщательные работы по
отделке и убранству покоев, про-
длившиеся более двух лет. Лишь в
августе 1825 года Росси решил, что
строительство дворца окончатель-
но завершено. Когда постройка
была закончена, А. Я. Булгаков пи-
сал своему брату: «Все говорят, что
Михайловский дворец великолеп-
ная игрушка, теперь видно, эконом-
нее строят. Замок Михайловский
стоит 17 миллионов, а как сравнить
его с новым Михайловским, сто-
ящим только 7 миллионов»64.
Рассмотрим изменения, пре-
вратившие Третий Летний сад в
Михайловский. Работы по устрой-
ству дворцового сада начались ле-
том 1823 года. Долгие годы счита-
лось, что автором его переустрой-
ства единолично являлся Карл
Росси. Однако позднейшие иссле-
дования определили степень со-
творчества архитекторов К. Росси
и А. Менеласа. Установлено, что
Росси принадлежат общий замы-
сел композиционного единства
дворца и сада, проект чугунного
мостика и павильона в саду, а ав-
тором проекта перепланировки
сада был А. Менелас. В письме гра-
фа Д. Гурьева смотрителю садов
барону П. Р. Альбедилю от 19 апре-
ля 1822 года говорилось, что им-
ператор Александр I «апробовал
план архитектора Менеласа о пе-
ременах, какие должны быть сде-
ланы в саду», и «высочайше пове-
леть соизволил поручить ему же,
Менеласу, и самое устройство она-
го сада по тому плану, к чему он и
обязан приступить немедленно»65.
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 49 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст