ады и парки Петербурга
Менеласу помогали художник ри-
сования Иванов, которого часто
называли архитектором, и садовый
мастер Шуман. Садовый же мас-
тер Д. Буш, которого в большин-
стве публикаций называют соавто-
ром проекта Михайловского сада,
не упоминается ни в одном из ар-
хивных документов. По проекту
Менеласа старинные квадратные
пруды прежнего регулярного сада
ликвидировались. Плодом переус-
тройства сада было то, что его ре-
гулярная планировка была замене-
на пейзажной, а сам он значитель-
но уменьшился. Перед дворцом
был образован большой луг, окру-
женный свободными группами де-
ревьев и прямоугольными газона-
ми. Геометрически правильные ал-
леи, расходившиеся лучами, были
ликвидированы, и их заменили
извилистые дорожки.
Генеральный план 1824 года
показал, что Менелас создал образ-
цовый «английский» сад. Отчет-
ный Генеральный план, составлен-
ный Росси в 1826 году, представил
всю проделанную работу. Первона-
чальная идея планировки сада
была Менеласом сохранена. Она
представляла собой прямоуголь-
ные газоны, образованные кресто-
образным пересечением дорожек и
аллей. Газоны по периметру обса-
живались деревьями или кустар-
никами. «Перед садовым фасадом
дворца Менелас расположил об-
ширный луг неправильной оваль-
ной формы, обрамленный широ-
кой аллеей. Через весь сад откры-
вался сектор обзора на Марсово
поле с одной стороны и садовый
фасад Михайловского дворца - с
другой. В стиле планировки «анг-
лийского» сада Менелас превра-
тил
бассейны
геометрической
формы в живописные пруды с бе-
регами «природных» очертаний. В
своей перепланировке Менелас
сохранил прежнюю аллею, проло-
женную вдоль берега Мойки еще в
начале XVIII века»66.
Водоемы сада являлись со-
ставной частью водной системы:
Фонтанка - Воскресенский канал
(перед фасадом Инженерного зам-
ка) - пруды Михайловского сада
- подземная труба (коллектор) -
Мойка. Позднее эту систему лик-
видировали: в 1879 году засыпали
канал у Инженерного замка; в 1911
году при строительстве Музея эт-
нографии был засыпан ближай-
ший к Садовой улице пруд. К
1980-м годам от той системы оста-
лись руины моста, полузасыпанный
второй (последний) пруд да раз-
рушенное устье коллектора.
В период работ в саду вместо
деревянного появился чугунный
мостик, перекинутый через пере-
мычку, соединявшую оба пруда.
Садовый мост был отлит на Петер-
бургском чугунолитейном заводе,
и вероятные даты его строитель-
ства - 1829 или 1830 год. Обошел-
ся он заказчику в 7300 рублей67.
На территории сада, справа от
дворца, Росси построил конюшен-
ный корпус и «прачешный дом»,
которые также были снесены при
строительстве Музея этнографии.
Слева от дворца помещался кухон-
ный корпус, на месте которого по-
зднее был выстроен Корпус Бенуа.
Зодчий придал им вид декоратив-
ных парковых построек. Этими
корпусами разделялась хозяй-
ственная зона усадьбы от парадной.
Генеральный план ансамбля
Михайловского дворца.
К. Росси
Последним воспоминанием о
Третьем Летнем саде оставались
каменные стены забора. 14 апреля
1830 года министр Двора князь
Волконский отправил в инженер-
ное ведомство генералу Опперма-
ну документ следующего содержа-
ния: «Государь император высочай-
ше повелеть соизволил: находяща-
яся здесь, в Садовой улице, про-
тив Инженерного замка трое ворот
и по сторонам их каменные стены
сломать, одни из сих ворот, с ре-
шетками по выбору архитектора
Глинки, сдать ему для отвоза в Гат-
чино, а остальные двое ворот пере-
дать в ведомство гоф-интендант-
ской конторы для хранения на слу-
чай надобности, годный кирпич от
намеченных к сломке стен сложить
позади флигеля (одного из пави-
льонов) для употребления в слу-
чае надобности при переделке фа-
сада того флигеля. Потребную сум-
му на сломку ворот и вымощение
площади 12.525 р. государь импе-
ратор изволил пожертвовать от
себя». Таким образом, решилась
судьба каменных стен забора про-
тив Большой Итальянской улицы
и напротив Инженерного замка, а
также ворот68. В 1823 году произ-
водилась переделка каменного за-
бора со стороны Екатерининского
канала: выламывался старый цо-
коль с обеих сторон и укладывал-
ся новый - путиловский цоколь «с
отделкою его» к 30 сентября. За-
бор был покрыт листовым желе-
зом, выкрашенным серой масля-
ной краской. Стены у него были
оштукатурены и выкрашены под
серую известь. Ворота чугунные
решетчатые, выкрашенные серой
масляной краской69.
Отдельно рассмотрим изящ-
ный павильон Росси на берегу
Мойки. Место для павильона было
указано императором Александ-
ром I. Гораздо позднее историки
установили, что он был возведен
на месте дворца Екатерины I - «Зо-
лотые хоромы». На чертеже, обо-
значенном как «План части сада
прилегающей к Мойке, с показани-
ем расположения павильона» (на
клапане вариант), имелась надпись:
«Государь соизволяет, чтобы пави-
льон был построен на месте озна-
ченном под лит. В. 14 августа
1823»70. Вначале планировалось
поставить две беседки по краям
береговой черты парка. Следую-
щий вариант (возможно, после
указания императора) предполагал
только одну пристань - ту, что бли-
же к Инженерному замку. Таким
образом, павильон устанавливал-
ся на одной оси с памятником Су-
ворову, что связало его с Марсо-
вым полем.
Павильон состоял из двух сим-
метричных помещений, имеющих
аналогичный декор и убранство.
Отличались они лишь окраской
стен и соответствующей обивкой
мебели. Павильон служил местом
отдыха во время непогоды либо
укрытием от жары. Здесь имелись
51
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 50 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст