ригороды Петербурга
74
Парадный спектакль на Ольгином острове - балет «Две звезды»,
состоявшийся 27 июля 1876 г в честь дня рождения императрицы
Марии Александровны.
Э. Даммюллер по рис. К. Брожа
(Всемирная иллюстрация. 1876. № 399.)
зажгли в девятом часу, когда еще
было очень светло, то вначале она
не производила особенного эффек-
та, но лишь только стемнело, осве-
щение это представило волшебный
праздник. Сверх того, на берегах
прудов в разных местах жгли бен-
гальские огни, но так, что по на-
правлению к островкам огни были
заслонены деревянными щитами и
не ослепляли глаз своим блеском,
разлитыми, как бы таинственными
огнями освещали прилегавшее к
ним пространство зелени и дере-
вьев»15. Горящие сотни тысяч шка-
ликов и фонарей сказочно преоб-
ражали парк, превращая его в ир-
реальный райский мир16.
Иллюминацию, в отличие от
спектакля, могли видеть те, кто не
был приглашен на острова. В газе-
тах отмечалось, что хотя о празд-
нике не было печатного оповеще-
ния, однако, «по одним слухам»,
публики на берегах пруда собра-
лось множество17.
По окончании спектакля гости
переправились на лодках на Цари-
цын остров к «приготовленному за
круглым столом вечернему чаю».
Для них был устроен также «чай-
ный буфет с фруктами и питием»,
подавалось и мороженое. Музыка
продолжала звучать над гладью
Ольгиного пруда. Король, будучи в
Москве, обратил внимание на «за-
душевное и стройное», ему очень
понравившееся пение цыган «моро-
зовского» хора под управлением
Хлебникова и Миролюбова. Сюр-
призом для него стало то, что хор
пел в тот день на Царицыном остро-
ве. Кроме цыган пели песенники, и
звучал хор военной музыки18.
Следующим летом подобные
праздники на островах были уст-
роены дважды. 14 июля 1876 года
- по случаю визита принца Умбер-
то и принцессы Маргариты Пье-
монтских. Порядок проведения
праздника был таким же, как в пре-
дыдущем году. А. Н. Бенуа в своих
воспоминаниях описал виденный
им еще мальчиком проезд гостей
на спектакль: «Государь сидел в
причудливой плетеной колясочке,
которую влекла шестерка белых
лошадей, управляемая одетыми в
золото жокеями.
.. Дама в белом
платье и в белой шляпе с пером
рядом с Александром
Вторым
была, видимо, императрица, а на
странной подвеске позади восседа-
ли в застывшей позе, скрестив
руки, два лакея. И царь, и царица
то и дело кланялись направо и на-
лево, причем публика до того близ-
ко продвинулась по пути царского
следования, что почти касалась
колес. За царским экипажем сле-
довали бесчисленные другие, и
среди них курьезные, длинные
низкие дроги - «линеи», на кото-
рых спинами друг к другу сидело
человек по двенадцать. И так дол-
го тянулся этот поезд, столько здесь
было дам, генералов, расшитых зо-
лотом камергеров и министров в
треуголках с белыми плюмажами,
что мне это даже надоело. Царская
коляска давно проехала (и проеха-
ла сравнительно быстро), а вот
хвост тянулся, и причем приходи-
лось ему моментами замедлять
движение, а то и совсем останав-
ливаться»19.
Гости перешли на Ольгин ост-
ров по «огненному мостику». «Зала
была освещена элетричеством, и
друммондов свет, падавший на сце-
ну, усиливал впечатление»20. Специ-
ально для этого праздника М. Пети-
па поставил одноактный балет «Сон
в летнюю ночь»21. В газетах отмеча-
ли, что перед оркестром рассыпал-
ся как бы ковер из цветов, сцена
была украшена множеством тропи-
ческих растений, делавших ее по-
хожей на тропическую оранжерею.
Эта обстановка гармонировала с ис-
полняемым балетом22. М. Петипа
сочинил его на музыку Ф. Мен-
дельсона к комедии В. Шекспира.
Эта была хореографическая поэма
о любви Титании к ткачу Основе,
который хореографом был превра-
щен в дровосека. Петипа допустил
не только эту вольность в отноше-
нии исходного материала для своего
балета. Он разбавил музыку Ф. Мен-
дельсона вставными номерами, досо-
чиненными Я. Минкусом. Несмот-
ря на это вмешательство, музыка
Мендельсона определила поэтичес-
кие достоинства спектакля, создала
волшебный, таинственный, зыбкий
мир, где эльфы качаются на сереб-
ряных нитях паутины, где феи пьют
росу из чашечек цветов и танцуют
в лучах луны. Исследователи от-
мечали, что М. Петипа создал спек-
такль, который мог быть промежу-
точным звеном между романтичес-
кими балетами середины XIX века
и неоромантическими миниатюра-
ми начала XX века23. Роль Титании
была поручена Е. Соколовой. Мо-
лодой Павел Гердт был царственным
и лиричным Обероном24. М. Горшен-
кова и М. Петипа (дочь хореографа)
исполняли роли бабочки-сфинкса и
белой феи. В спектакле приняли уча-
стие М. Н. Мадаева25, Л. П. Радина26
и другие танцовщицы императорс-
ких театров27. В тот вечер солиро-
вал на скрипке Ауэр28. Этот балет в
большом количестве населяли феи,
эльфы, гномы, жуки, мухи и бабоч-
ки - их роли исполняли малень-
кие воспитанницы и воспитанни-
ки Театрального училища. Крити-
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 73 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст