ригороды Петербурга
лисы из-за массы больших вели-
колепных пальм. Авансцена была
окаймлена цветами, а по сторонам
ее были устроены ажурные порти-
ки, на которых утверждалась раз-
двигающаяся на две половины за-
навес. Сцена увенчивалась гир-
ляндою цветов, изображающих
инициал ее величества - букву
“М”. Перед сценою помещался ор-
кестр, который был скрыт от зри-
телей роскошным партером, сде-
ланным из цветущих растений.
Против сцены, освещавшейся элет-
ричеством, возвышался амфитеатр
со спускающимися книзу уступа-
ми, на которых находились стулья
для приглашенных лиц, а внизу -
три ряда золоченых кресел для
высочайших особ и августейших
гостей. Амфитеатр освещался тре-
мя электрическими солнцами,
расположенными в ажурной бе-
седке наверху амфитеатра, поза-
ди зрителей. Амфитеатр был ок-
ружен баллюстрадою, украшен-
ною многочисленными вазами с
цветами. По сторонам амфитеат-
ра на берегу острова были устрое-
ны портики с ажурными колонна-
ми, иллюминованные стаканчика-
ми и лампионами»48.
Газеты отмечали, что новый
балет «еще раз доказал неистощи-
мость фантазии талантливого ба-
летмейстера. Несложный сюжет
состоял в следующем: пастухи и
пастушки приносят свои жертво-
приношения Амуру (воспитанни-
ца А. Павлова). Амур недоволен
приношениями и гасит свой све-
тильник, намереваясь разрушить
алтарь. Венера (г-жа Петипа) не по-
зволяет этого Амуру и гневается.
Затем Венера прощает Амура, ко-
торый зажигает свой светильник,
и призывает Гименея (воспитанни-
ца Кюстерер). Гименей соединяет
свой светильник с факелом Аму-
ра, к удовольствию пастухов и па-
стушек»49. В балете принимали
участие также балерины М. Гор-
шенкова, Е. Соколова, В. Никити-
на, А. Х. Иогансон, Жукова, Лари-
онова, Фролова и «весь букет мо-
лодых миловидных представи-
тельниц балета, из которых выде-
лялись особенно по грации и кра-
соте г-жи
Недремская и
Ого-
лейт»50. Танцевали в тот вечер так-
же П. Гердт, А. А. Облаков и дру-
гие51. Главным режиссером спек-
такля был Ди Сеньи, декоратором
- Левот, скульптором - П. П. Ка-
менский52. Автор фундаменталь-
ной работы о петербургском бале-
те А. Плещеев писал: «Костюмы
обратили особое внимание редким
вкусом и очень шли к танцовщи-
цам. Танцы соответствовали изоб-
раженной эпохе, и потому совре-
менная техника их не коснулась.
Пастухи и пастушки более гуляли
и соревновались по части грациоз-
ных движений»53. Костюмы, на ко-
торые обратил внимание знаток
балета, были выполнены по рисун-
кам директора Императорских те-
атров И. А. Всеволжского. В газе-
тах отмечали, что они «блистали
невиданной еще роскошью и чис-
то художественным вкусом»54.
У Ольгина острова находилась
целая флотилия иллюминирован-
ных катеров и шлюпок, на которых
зрители катались после представ-
ления. На озере, обрамленном ог-
ненными гирляндами, между Ца-
рицыным и Ольгиным островами
находилось «небольшое художе-
ственно сделанное плавучее здание,
в виде киоска, в котором блистала
императорская корона, а под нею
вензеля императорской четы. Ко-
рона и вензеля были сделаны из
хрусталя»55.
В катерах и иллюминирован-
ных шлюпках приглашенные прибы-
ли на Царицын остров. Император-
ская семья и высокие гости высажи-
вались на лестнице-пристани пави-
льона, для остальных была устроена
особая пристань. Над павильоном
также светило электрическое сол-
нце, а само здание, цветочные парте-
ры и газоны были «изящно и пыш-
но иллюминованы». Кроме того, ос-
тров освещался разноцветными
бенгальскими огнями. «В столовой
для высочайших особ были поданы
чай и закуска». Для остальных воз-
ле павильона были устроены «две
палатки для особ» и «буфеты с чаем
и мороженым»56. Играл хор при-
дворной музыки.
Позже праздник продолжился
в Нижнем парке. Гости в экипажах
прогуливались по иллюминации,
около Монплезира для них был
«сожжен» фейерверк57.
В спектакле приняли участие
242 артиста, музыканта и сотруд-
ника дирекции Императорских те-
атров. Только оркестр состоял из
56 человек58. За день до праздника
артисты, музыканты, воспитанни-
цы, прислуга приезжали в Петер-
гоф для репетиций. Одна репети-
ция была проведена в театре, вто-
рая - на Ольгином острове. Еще
одна была устроена в день спектак-
ля в час дня. Уборные для балерин
и воспитанниц были устроены в
Ольгином павильоне, для мужчин
были поставлены четыре палатки.
Для их устройства привозили сто-
лы, стулья, зеркала, свечи из Боль-
шого театра. Монтировочными ра-
ботами по установке сцены руко-
дил машинист Эндерман, по уста-
новке мест для зрителей - маши-
нист Петров. Иллюминация остро-
ва была устроена Эндерлином и
Шишко. За освещение сцены лам-
пами отвечал Панков, бенгальски-
ми огнями - Шишко, электриче-
ством - Образцов59.
В день праздника для артистов
на острове устроили палатки, где
подавали чай и закуски, а также
сельтерскую и содовую воду60.
Следующие праздники состо-
ялись после еще одного более чем
десятилетнего перерыва.
Лето 1897 года стало в истории
праздничного Петергофа временем
самых торжественных и грандиоз-
ных приемов в царствование им-
ператора Николая II (1894-1917).
За год до этого состоялся ряд офи-
циальных визитов императора в
европейские страны. На 1897 год
пришлись ответные посещения
высоких гостей. В приморской ре-
зиденции встречали французско-
го президента Фора, короля Сиа-
ма и германского императора Виль-
гельма II61.
В ряду многих праздничных
мероприятий того лета 28 июля
1897 года на Ольгином острове в
честь Вильгельма II было органи-
зовано представление балета «При-
ключения
Пелея»
на
музыку
Л. Делиба и Л. Ф. Минкуса в по-
становке М. Петипа с М. Кшесинс-
кой в главной партии. Для спектак-
ля был сооружен «воздушный» те-
атр на Ольгином острове, сцена ко-
торого располагалась над гладью
Ольгиного пруда.
Подготовка к празднику нача-
лась за два месяца. Весь Ольгин
остров был заново распланирован
трудами придворных садовников.
Посадкой хвойных деревьев выде-
лили часть острова, где располага-
лись уборные артистов и склады
иллюминационных предметов. В
77
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 76 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст