ригороды Петербурга
78
остальной части высокие пальмы,
древовидные папоротники, широ-
колиственные латании и редкие
экзотические цветы были высаже-
ны прямо в землю. Военное ведом-
ство устроило два понтонных мос-
та для сообщения с берегом остро-
вов. Один из них был убран лата-
ниями, другой - лавровыми дере-
вьями. Специально для проведения
праздника были сооружены четы-
ре пристани: одна - на северном
берегу пруда у Правленской ули-
цы, одна - на Царицыном острове
и две - на Ольгином острове. Со-
временник, скрывшийся за иници-
алами Н. Н. П., так описал их: «При-
стань у Правленской улицы пред-
ставляла из себя площадку, окру-
женную высокими мачтами, увен-
чанную орлами и увитую зеленью
и цветами, причем среди флагов,
их декорировавших, спускались
четыре цветочных гирлянды, под-
держивающие императорскую ко-
рону. Пристань на Царицыном ост-
рове была украшена двумя громад-
ными жертвенниками. Что же ка-
сается двух пристаней на Ольгином
острове, то они представляли из
себя белые мраморные площадки с
древнегреческими, чуть позеленев-
шими от времени и непогод пор-
тиками. Один из портиков (на при-
стани прибытия, находившийся
против пристани Правленской
улицы) как бы уцелел от влияния
всесокрушающего времени, а дру-
гой (на пристани отбытия, против
павильона-дворца Царицына ост-
рова) представлял руину: кусок
капители удерживался только на
2-х колоннах. На обеих пристанях
синие бархатные дорожки спуска-
лись к самой воде. По сторонам
площадок пристаней стояли темно-
бронзовые светильники, которые
должны были освещать путь царс-
кому катеру»62.
«Воздушный» театр для поста-
новки этого праздничного спектак-
ля был выстроен в виде полуразру-
шенного древнегреческого портика.
Театральные бутафоры созда-
ли удивительные эффекты. Каза-
лось, что «каменные, побуревшие
и позеленелые от времени стены и
обвалившиеся мраморные колон-
ны» появились на острове. Между
ними к местам для зрителей под-
нималась широкая и отлогая лест-
ница, украшенная двумя античны-
ми светильниками. Разнообразные
вьющиеся растения, переплетаясь,
свешивались с фриза здания и
прикрывали трельяжи, среди них
светились грозди разноцветных
электрических лампочек.
Места для четырехсот зрите-
лей представляли собой отлогий
амфитеатр, с широкими ступеня-
ми, на которых стояли ряды позо-
лоченных стульев. Первый ряд мест
отделялся от оркестра бордюром
цветущих растений, окаймленным
золоченой решеткой.
Оркестр помещался перед ме-
стами для зрителей на берегу ост-
рова во врытом в землю кессоне.
Сцена располагалась примерно в
трех метрах от берега острова. Бо-
лее трехсот свай вбили в дно озе-
ра, чтобы устроить помост разме-
ром 12 х 22 метра. Вот как описы-
вал сцену современник: «.
..перед
глазами публики возвышалась по-
луразрушенная каменная стена
(раздвижной передний занавес
сцены), у подножия которой вид-
нелись несколько свалившихся в
воду обросших мохом обломков
колонн и камней, а среди них при-
чудливо свешивались в воду лис-
тья папоротников и камыши. По
обеим сторонам этой стены (зана-
веса) высоко поднимались массив-
ные колонны, увенчанные полуоб-
валившимися капителями, порос-
шими мохом, травой и различны-
ми ползучими растениями. Эта
часть древнегреческой развалины
составляла передний портал сцены,
которая в свою очередь изобража-
ла площадку между скал, убранных
тропическими растениями и цве-
тами.
.. За сценой опять открыва-
лось широкое водное пространство,
на поверхности которого возвыша-
лись два искусственных острова.
Фоном для всей этой декорации
служил противоположный берег
Верхнего пруда с его вековыми ду-
бами и липами»63
«После мало обещавшего хоро-
шую погоду дня 28 июля настал
чудесный вечер. Как только сумер-
ки окутали землю, окрестности
Ольгина острова начали прини-
мать фантастический вид. Весь
путь к понтонному мосту, протяну-
тому с материка на Ольгин остров,
быстро осветился рядом залитых
огнями колонн, громадные фанта-
стические лилии и звезды из раз-
ноцветных шкаликов заблистали
по дорожкам Колонистского пар-
ка, и весь берег Верхнего пруда стал
мягко переливаться линией синих
лампионов. В то же время освети-
лась электрическими огнями и пе-
стрыми узорами стеклянных куба-
стиков пристань против Правлен-
ской улицы, а вместе с тем и Цари-
цын остров, с его чудными курти-
нами, весь (кроме павильона-двор-
ца) как бы ожил новой жизнью: все
клумбы расцветились тысячами
электрических ламп, в ветвях сто-
летних дубов и елей, как огромные
светляки, засветились цветные
фонари, и берег острова покрылся
целой светящейся сеткой разнооб-
разных “кубастиков”.
Среди пестрых переливов де-
сятков тысяч огней, игравших все-
ми цветами радуги, мягко светил-
ся Ольгин остров, точно жемчужи-
на, своей линией молочных шаров,
помещенных на зеленом фоне при-
брежных ивняков и отражавших-
ся в темных водах пруда. Двойная
линия крупных и мелких белых
лампионов окаймляла около са-
мой воды оба понтонных моста,
сверху украшенных, кроме того,
рядом подвешенных на кронштей-
нах молочно-белых больших фона-
рей. Обе царские пристани Ольги-
на острова особенно выделялись
белоснежными пятнами своих пор-
тиков. Волны расплывчатого дыма
неслись из размещенных вокруг ос-
трова древнегреческих жертвенни-
ков, а темно-бронзовые светильни-
ки пылали широкими огненными
языками на обеих пристанях и ос-
вещали зеркальную поверхность
воды. Сам Ольгин остров тонул в
прозрачной зеленоватой мгле, при-
чем на фоне вековых его деревьев
высилась залитая таинственным
лунным светом древнегреческая
руина - амфитеатр, которая осве-
щалась с разных сторон нескольки-
ми регуляторами, скрытыми от глаз
зрителей в густой листве. Внутри
амфитеатра мелькали среди зелени
трельяжей электрические цветные
лампочки, переливаясь на рядах
золоченых стульев»64.
Высокие гости ехали к озеру из
Большого дворца по иллюминиро-
ванному Верхнему саду, Церковной
площади и Правленской улице.
Их прибытие к пристани на
берегу пруда сопровождалось осо-
быми эффектами иллюминации.
Так, за полчаса до прибытия рос-
сийского и германского императо-
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 77 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст