ригороды Петербурга
Парадный спектакль «Фетида и Пелей» на Ольгином острове
28 июля 1897 г в честь визита германского императора Вильгельма II.
Рис. К. Брожа
ров загорелся громадный электри-
ческий орел, расположенный на
Ольгином острове против Прав-
ленской улицы, у пристани, у ко-
торой встал гребной катер в ожи-
дании государя. В тот момент, ког-
да император вступил на борт ка-
тера, темный до тех пор Царицын
павильон моментально осветился
более чем тремя тысячами белых
и красных электрических ламп.
На пристани Ольгина острова
гостей встретил директор Импера-
торских театров И. А. Всеволжс-
кий и управляющий Министер-
ством императорского двора. Ког-
да гости вошли в театр, оркестр за-
играл германский гимн.
А. А. Плещеев в своей книге
«Наш балет», описывая праздник
в Петергофе, отметил, что в тот
день на Ольгином острове был по-
ставлен акт из «Приключений Пе-
лея» в новой постановке65.
М. Ф. Кшесинская записала в
своих воспоминаниях: «Недалеко
от сцены был построен небольшой
островок, украшенный скалами и
гротом, где я находилась уже до
начала спектакля.
.. Все было зали-
то светом, и картина действитель-
но была волшебная. Балет начинал-
ся с того, что грот, где я была скры-
та, открывался, и я ступала на зер-
кало, которое начинало двигаться
по направлению к сцене. Получа-
лось впечатление, что я иду по воде.
Когда кончился спектакль,
зажглась иллюминация на дальних
возвышенностях и павильонах.
Вечер удался благодаря совершен-
но исключительной погоде. Опаса-
лись дождя, т. к. с утра накрапыва-
ло, и на всякий случай все было
подготовлено так, чтобы в после-
днюю минуту можно было перене-
сти спектакль с острова в театр, где
наготове были плотники, машини-
сты и электротехники66. Все отда-
ли справедливость дирекции Им-
ператорских театров, что спектакль
был организован блестяще, с боль-
шим вкусом и роскошью»67.
Много лет спустя об участии в
этом спектакле вспоминала еще
одна его участница - Тамара Карса-
вина, тогда воспитанница Театраль-
ного училища. «На крошечном ост-
ровке была воздвигнута высокая
скала с пещерой Вулкана в центре.
Когда поднимался занавес, Вулкан
в кузнице ковал доспехи для Пелея.
Пещера
освещалась
каким-то
сверхъестественным светом; искры
вылетали из-под молота бога. В со-
здании общей атмосферы большую
роль играла стихия: время от вре-
мени на небесах вспыхивали зарни-
цы, слышались отдаленные раскаты
грома. Пролог заканчивался появ-
лением на вершине скалы Марса и
Венеры со свитой. Коленопрекло-
ненный Пелей получал из рук бога
доспехи и украшенный перьями
шлем. Сцену заливал розовый свет,
и по водной глади окруженная ним-
фами скользила Фетида. Эта кра-
сивая иллюзия создавалась доволь-
но простым способом - плот с зер-
кальной поверхностью. Другим эф-
фектным выходом было появление
Венеры, сидевшей на высоком тро-
не на позолоченной барке со сви-
той амуров, “смехов” и нимф. Я
была одним из амуров. Мы погру-
зились на судно на другой стороне
острова, за амфитеатром, и какое-
то время плыли, оставаясь скрыты-
ми от глаз публики. По сигналу суд-
но, разукрашенное гирляндами цве-
тов, появилось перед зрителями, и
из него вышла Венера со свитой.
Барка причалила в нужный момент,
точно совпадающий с музыкой;
представление в целом протекало
гладко, без сучка и задоринки. Про-
зрачная тишина белой ночи разли-
вала вокруг чары нереальности, со-
здавая странное ощущение отре-
шенности от времени и простран-
ства.
Невозможно
представить
лучшей декорации для празднества,
спектакль вполне пришелся бы ко
двору самого “короля-солнца”»68.
По окончании балета праздник
продолжился на Царицыном ост-
рове, куда высокие гости перепра-
вились на катерах. Во время при-
бытия германского императора на
Царицын остров в купах деревьев
Ольгиного острова все время горе-
ли разноцветные бенгальские огни,
придавая всей окружающей обста-
новке совершенно фантастический
вид. Остальные приглашенные на
Царицын остров перешли по мос-
ту. Здесь для них были накрыты
столы с холодным ужином.
Директор Императорских те-
атров И. А. Всеволжский принял
активное участие в организации
этого праздника.
В Театральном музее хранится
программа этого спектакля с помет-
кой,
что
она
подарена
музею
27.07.1919 года А. Молчановым. И
еще одна надпись: «Всеми построй-
ками и постановкой заведовал
А. Молчанов»69. В то время сверх-
штатный чиновник особых поруче-
ний при театральной дирекции, ре-
дактор «Ежегодника императорс-
ких театров» А. Е. Молчанов, зна-
ток, любитель и энтузиаст театра,
видный общественно-театральный
деятель, был активным помощни-
ком директора И. А. Всеволжского.
Постройка сцены и мест для
зрителей, а также все декоративное
79
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 78 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст