С
троительство и архитектура
8
дов России»30. Для возведения
башни был приглашен молодой ар-
хитектор, в то время еще студент
Академии художеств, Леонтий Бе-
нуа31. В 1877 году профессор акаде-
мии А. И. Кракау в классе компо-
зиции задал программу «Бельведер
в парке».
Вот как об этом писал в своих
воспоминаниях сам архитектор:
«В том же году (1877) профессор
А. И. Кракау задал в классе ком-
позиции программу “Башня-бель-
ведер в парке”. Я тогда не был в
разряде компоную щ их и на свой
риск “надрал”, как тогда выража-
лись у нас товарищи, эту програм-
му в мавританском стиле. Вышло
удачно и оригинально: наружные
лестницы огибали башню с двух
сторон так, что публика могла по
одной подниматься на бельведер,
а по другой - спускаться не встре-
чаясь. Эта комбинация придала
проекту оригинальность и живо-
писность. Профессорам очень по-
нравилось, и меня перевели в раз-
ряд компонующих.
Встретив меня после экзамена,
А. И. Кракау сказал, а говорил он
как-то в нос, тоскливо держа в гу-
бах повисшую большую лаферм-
скую папироску-“пуш ку”: “Бенуа,
свезите Ваш у программу полков-
нику Войницкому, он хочет такую
башню
построить,
каж ется,
в
Озерках”.
Полковник Генрих Станисла-
вович Войницкий (затем генерал)
был известным профессором, спе-
циалистом по отоплению и венти-
ляции. Он пришел в восторг от
моего проекта и просил, чтобы я
сделал детальные чертежи и шаб-
лоны. Сговорились за 300 рублей.
Основательно принялся за работу
под наблюдением покойного мое-
го отца. Башня была сконструиро-
вана из чисты х брусьев с пра-
вильными раскосами, и вся конст-
рукция оставлена на виду. Я при-
держивался принципов деревян-
ных конструкций готики и швей-
царских построек, где все ясно и
логично.
Когда я сделал чертежи, Вой-
ницкий предложил сделать мне
проект нового концертного зала по
данной им схеме конструкции.
Производителем работ был его по-
мощник, полковник, военный ин-
женер Грановский, толстяк, очень
милый человек. Я должен был на-
езжать в Озерки, чтобы следить за
работами с художественной сторо-
ны. Этот курзал основали Войниц-
кий, имевший довольно несураз-
ную дачу в Озерках, доктор Оппен-
гейм - известный гласный болтун,
трактирщики братья Ломачи. Они
построили очень некрасивое зда-
ние, к которому пришлось пристра-
ивать новый зал и эстраду для му-
зыкантов в саду.
Грановский хотя и имел все
разработанные чертежи, начал
строить по-своему, не считаясь с
принципом чистых брусьев, делая
“под обшивку” - любимому у во-
енных инженеров способу: “потом
зашьем и заш паклю ем”. Эти два
рода работы не могут заменить кон-
структивность. Я, конечно, пришел
в ужас, ругался, но ничего не поде-
лаешь - пришлось выкручиваться.
В результате получилась та же
башня, но несколько потолще -
excusez de peu (не взыщите. - фр.).
Сносно, но далеко не то, что было с
такою любовью затеяно. Концерт-
ный зал в форме базилики вышел
внутри довольно хорошо, но фаса-
ды исполнены грубо. Внутри по
балкам и софитам были пущены
арабески, в которы х отличился
маляр Калистратов.
Вот первая моя работа, про ко-
торую было напечатано в одной из
петербургских газет: “Наконец
строящийся в Озерках целое лето
на горке павильон до того отделан,
что гуляющая публика может на
него входить и любоваться: зака-
том солнца, окрестными озерами,
взморьем и дымящими на нем па-
роходами, и даже в хорош ий би-
нокль видны Петергоф, Стрельна
и другие места, довольно отдален-
ные. Павильон этот весьма краси-
вой легкой формы, гораздо выше
сгоревшего; лестницы широкие,
удобные для входа - не крутые и
выстроены разумно и прочно”»32.
Спроектированную Л. Бенуа в
мавританском стиле с элементами
готики и ш вейцарских построек
башню возвели на горе между Пер-
вым и Вторы м озерами в саду
«Озерки» недалеко от М узыкаль-
ного вокзала. На горку со всех сто-
рон вели красиво расположенные
и хорош о устроенные дорожки,
окаймлявшие также часть Второ-
го озера. Садовые работы и распо-
ложение дорожек были выполне-
ны по указанию профессора Э. Ре-
геля, заслужившего неоднократные
похвалы за устройство и содержа-
ние Александровского сада в Пе-
тербурге. Регель принимал участие
в планировке и создании «Озер-
ковского сада». Парк с широкими
и извилистыми аллеями, с очаро-
вательными видами с холмов, пру-
ды с островками и протоки, обега-
ющие парк в разных извивах и на-
правлениях, - все было разнообраз-
но, живо и просто. «Озерковский
сад»33 привлекал немало детей в
сопровождении нянь и гувернан-
ток. Ближ айш им и местами для
вечерних прогулок служили аллеи
вдоль озер, прелестный бульвар,
шедший около канала, соединяю-
щего Первое и Второе озера, не-
больш ой сосновы й лесок у П о -
клонной горы. Были устроены две
общественные купальни: одна на
Первом озере против Поклонной
горы, другая - на Втором озере про-
тив Озерной улицы. Пункты про-
ката находились у купален, а так-
же у платформы Озерки.
Вокзал и сад в еще незакончен-
ном виде открылись 1 июля 1877
года и с первых дней стали одними
из любимых увеселительных мест
петербуржцев. При открытии вок-
зала присутствовали 2000 человек.
Оркестр был не хуже Павловско-
го. В тихую июльскую ночь гуля-
нье, озаренное множеством огней,
линиями ползущих по горам, меж-
ду темными соснами, со скользив-
ш ими по глади озер лодками, от-
ражавшими своими многоцветны-
ми фонариками в воде, представ-
ляло прекрасный вид.
Добираться до сада «Озерки»
от станции Ш увалово было дале-
ко, поэтому в 1877 году по хода-
тайству товарищества Ф инляндс-
кая железная дорога открыла меж-
ду станциями Удельная и Шувало-
во платформу Озерки, а товарище-
ство соединило платформу с М у -
зыкальным вокзалом и лечебным
комплексом крытой галереей (га-
лереей Оппенгейма). Специальные
«театральные» поезда подходили к
платформе и отправлялись обрат-
но каждые полчаса до двух часов
ночи. В связи с большим наплывом
слушателей к вокзалу пришлось
пристраивать концертный зал и
эстраду для музы кантов. Успех
вокзала был так велик, что к весне
следующего года он был расширен
до 2000 мест, и в подражание залу
История
Петербурга
. №
4
(38)/2007
предыдущая страница 7 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст