синская. В своих воспоминаниях
она написала: «Зрительный зал и
сцена были устроены на самом
Ольгином острове, и вместо зад-
ней занавеси открывался вид озе-
ра и леса. На самом озере был уст-
роен островок, на котором красо-
валась большая раковина, в ней
помещалась Белая жемчужина - я
сама. Спектакль прошел с большим
успехом при чудной погоде»78.
Главным эффектом этого пред-
ставления стали громадный фонтан
и каскад, устроенные в заключи-
тельной сцене спектакля. Использо-
вать воду для них из пруда или Сам-
соньевского водовода технически
не представлялось возможным, и
при помощи двух паровых пожар-
ных машин устроили «блестящие
сценические эффекты в виде фон-
тана и водопада, в значительной
мере способствовавшие успеху
представления»79. После спектакля
гости на катерах переправились на
Царицын остров. Там был приго-
товлен чайный стол. В начале две-
надцатого высокие гости покинули
остров на катерах, остальные при-
глашенные вернулись на Ольгин
остров, а оттуда по мосту перешли
к ожидавшим их экипажам.
За организацию этих праздни-
ков А. Е. Молчанов был награжден
прусским орденом Красного Орла
3-го класса и румынским орденом
Короны 3-й степени. И. А. Всевол-
жский представил его за приготов-
ление парадных спектаклей и за
«продолжение деятельности по из-
данию “Ежегодника императорских
театров”» к званию камергера80.
В последующие годы еще не-
сколько раз начиналась подготовка
к парадным спектаклям на Ольгином
острове. Так, летом 1900 года пла-
нировался парадный спектакль в
честь приезда персидского шаха.
Предполагалась постановка балета
ригороды Петербурга
«Египетская ночь». В Петергофе
были выполнены значительные ра-
боты по строительной части, элект-
ротехнической, по подготовке к ил-
люминации и освещению. Были из-
готовлены бутафорские римская га-
лера, пирога, шесть египетских ло-
док81. Но в последний момент было
решено, что праздник невозможно
провести из-за слишком светлых но-
чей, и балетный спектакль в честь ви-
зита персидского шаха был дан в пе-
тергофском театре 7 июля 1897 года82.
Похожая история произошла и
в следующем году. Директор Импе-
раторских театров В. А. Теляковс-
кий записал в своем дневнике:
«3 июля 1901 года. В Петергофе
продолжали работать на острове и
убивать деньги на спектакль, кото-
рого не предполагалось, но отменять
никто не решался. Говорили, что
император приказал быть готовым,
а императрица-мать спрашивала,
для кого опять работают на Ольги-
ном острове. Из-за этой неопреде-
ленности и из-за того, что никто не
соглашается толком спросить госу-
даря, будет ли спектакль на Ольги-
ном острове, убиваются десятки
тысяч рублей второй год»83.
С годами театр на Ольгином
острове постепенно разрушался и
в 1905 году был разобран. Завер-
шилась полувековая история праз-
дников на петергофских островах.
По сравнению с традиционны-
ми петергофскими праздниками
предшествующей эпохи, как точно
заметила А. К. Большева, «симво-
лика в этих праздниках отсутство-
вала, и они представляли собой
просто эстетическое зрелище, уже
не рассчитанное на поучение и на-
зидание зрителей»84.
При
формировании
мира
праздничного пространства в Ко-
лонистском парке искусно обыгры-
валось водная гладь, особенно эф-
фектная с отражающимися в ней
огнями иллюминации. По-особо-
му звучала музыка над водой. В
праздниках объединялись иллю-
минации, балетные спектакли, ка-
тания на гондолах, катерах, лодках
и чаепитие.
Здесь происходило новое для
Петергофа разделение на праздник
для узкого круга специально при-
глашенных и на зрелище для ши-
рокой публики, которая не могла
видеть все моменты программы в
полном объеме.
В этих праздниках использова-
лись новые приемы иллюминации.
Так, уже в 1846 году новые для
Петергофа «варшавские» фонари
и «иллюминационные» предметы
новых форм украшали все про-
странство вокруг Ольгина пруда.
Особенностью иллюминаций в
Колонистском парке было выделе-
ние архитектурных линий павиль-
онов, домов обывателей и админи-
стративных зданий на берегах. В
1870-х годах они дополнялись «ог-
ненными» декорациями архитек-
турных сооружений на берегах
пруда. Интересным приемом было
использование бенгальских огней,
скрытых щитами, которые давали
отсветы, не ослепляя зрителей, и
ламп на уровне земли, создававших
обстановку ирреальности.
Праздники на островах - стра-
ница истории русского балетного
искусства. Создавая Колонистс-
кий парк с прудом и двумя остро-
вами, Николай I задумывал про-
ведение парадных спектаклей на
Ольгином острове. Замысел импе-
ратора был воплощен его преемни-
ками, которые устраивали феери-
ческие представления в прекрас-
ных природных «декорациях».
Они - часть большой истории
праздничного Петергофа, продол-
жающейся в наши дни.
1
См. подробнее: Пащинская И. О. Праздники в Колонистском и Луговом парках Петергофа в царствование Николая I / /
История Петербурга. 2003. № 3 (12). С. 56-64.
2
Смету на постройку такого театра составил в 1851 г. Н. Л. Бенуа. См. подробнее: Старицына Г. К. Ольгин павильона на
Ольгином острове в Петродворце: Ист. справка. 1986. Рукопись (Архив проектно-сметной документации ГМЗ «Петергоф»).
3 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039. Л. 22. Андреас-Леонгард Roller (1805-
1891). В 1834-1879 гг. - декоратор и главный машинист дирекции Императорских театров, профессор перспективной живописи
Академии художеств. В продолжение пребывания своего в России написал декорации и устроил машины более чем для 200
театральных пьес и поставил около тысячи живых картин. Награжден 4 орденами, двумя золотыми медалями и 28 высочайшими
подарками. См. подробнее: Столпянский П. Н. Маг и чародей Санкт-Петербургской сцены. А. А. Роллер. СПб., 2002.
4 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039. Л. 27.
5 Там же. Л. 11, 34.
6 Там же. Л. 34.
81
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 80 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст