ригороды Петербурга
7 Там же. Л. 33, 34.
8 Там же. Л. 17, 12.
9 Русский инвалид. 1875. 9 июля. № 150. С. 2.
10 Соколова Евгения Павловна (1850-1925). С 1869 по 1886 (с перерывом в 1871-1874 гг.) - балерина Большого театра
Петербурга. Ее ученицами были М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.
11
Горшенкова Мария Николаевна (1857-1938), с 1876 до начала 1890-х годов балерина Мариинского театра. Позже препо-
давала в Петербургском театральном училище.
12 С.-Петерб. ведомости. 1875. 8 июля. № 177. С. 1. Петипа М. М. (1857-1930), дочь Мариуса Петипа и М. С. Суровщиковой.
Характерная танцовщица. В 1875 г. дебютировала на сцене петербургского Большого театра. С 1901 г. заслуженная артистка
Императорских театров.
13 Голос. 1875. 9 июля. № 188. С. 2.
14 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039. Л. 1. К сожалению, черновик памятной записки обрывается на описании иллюминации сцены
на Ольгином острове.
15 Голос. 1875. 9 июля. № 188. С. 2.
16 На проведение этой иллюминации выделялось 25 000 руб. (РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039. Л. 5). Ее устройство по подряду
было передано фабриканту Штанге, и по его поручению все дела в Петергофе вел Адам Мельцер (РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039.
Л. 5; Л. 32). Для работ по подготовке к иллюминации были командированы с 2 по 8 июля 100 матросов с платой рядовым по
60 коп., а унтер-офицеру по 75 коп. (Там же. Л. 3). В газетах писали: «Мы слышали, что одна иллюминация стоила 33 тыс. рублей»
(С.-Петерб. ведомости. 1875. 8 июля. № 177. С. 1). Некоторые обыватели Петергофа просили разрешить им в день иллюминации
украсить свои дома флагами и огнями. Разрешение было дано, но с условием, чтобы огни и флаги гармонировали с видом
«казенной» иллюминации (РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 4039. Л. 6, 8).
17 Голос. 1875. 9 июля. № 188. С. 2.
18 «Программа песен. I отделение. Хожу я по улице; Горные вершины; Доля; Зачем, о, дева; Когда все пируют; Кокетка; Шли
три оне; Хором при долинушке. II отделение. Уланы; О, не гляди; Спрятался месяц за тучу; Что эта жизнь; Любила я твои глаза;
Я вас любил; Деревенские мужики; Цыганская пляска. III отделение. Я, цыганка, быть княгиней; Киска; Где твое личико; Красотка;
Бриллиантовые очи; Лен; Разлюби ты меня; Последняя плясовая» (РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (125/2382). Д. 231).
19 Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990. Т. 2. С. 280.
20 Вечерняя газета. 1876. 17 июля. № 195. С. 2.
21
Об этом пишет в своих воспоминаниях балерина Большого театра О. Вазем: «Сон в летнюю ночь», балет М. Петипа в одном
действии с музыкой Ф. Мендельсона поставлен впервые для парадного спектакля в Петергофе 14 июля 1876 года, в Большом
театре он шел первый раз 23 сентября 1876 года» (Вазем О. Е. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. М.;
Л., 1937. С. 240).
22 Всемирная иллюстрация. 1876. Т. XVI. № 398. С. 126.
23 См.: Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX в. М.; Л., 1963. С. 247.
24 Гердт П. А. (1844-1917), после окончания Театрального училища в 1861 г. один из лучших классических танцовщиков
императорских театров. Его ученицами были А. Павлова, Т. Карсавина, А. Ваганова, М. Фокин и другие.
25 Мадаева М. М. (1842-1889), балерина Мариинского театра в 1861-1878 гг. Характерная танцовщица.
26 Радина Л. П. (1838-1917), танцевала в Императорском театре в 1855-1885 гг. Успешно дебютитировала в главной партии
балета «Армида» в 1855 г., заменив Ф. Черрито. В 1870-1880 гг. - ведущая исполнительница характерных танцев.
27 Голос. 1876. 17 июля. № 196. С. 2.
28 Вечерняя газета. 1876. 17 июля. № 195. С. 2.
29 Голос. 1876. 27сент. № 267. С. 2.
30 Подобный прием использовался при иллюминации 1 июля 1846 г. в западной части Нижнего парка. «Пруд Марли был
окружен деревянными постройками, имевшими вид замков, так что, когда шкалики были зажжены, казалось, что в пруд смотрели
дворцы волшебниц» (Дружеское письмо в Москву / / Северная пчела. 1846. 29 июля. № 168. С. 3).
31 Бенуа А. Н. Указ. соч. С. 278.
32 Голос. 1876. 16 июля. № 194. С. 2. Иллюмиция была устроена дирекцией Императорских театров, руководил работами г-н
Лукашевич (С.-Петерб. ведомости. 1876. 16 июля. № 194. С. 2).
33 С.-Петерб. ведомости. 1876. 16 июля. № 194. С. 2.
34 Бенуа А. Н. Указ. соч. С. 278-280.
35 Там же.
36 Там же.
37 С.-Петерб. ведомости. 1876. 29 июля. № 207. С. 2.
38 Там же.
39 Кшесинской Ф. И. (1823-1905), танцовщик Императорских театров, в Петербургской балетной труппе с 1853 г. как
мимический и характерный актер. Карьера продолжалась 67 лет.
40 РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 23728. Л. 66, 82. Новым по сравнению с прошлыми годами было то, что у артистов запрашивали,
желали ли бы они получить подарки или деньги. Так, А. А. Роллер пожелал получить награду деньгами.
41 Голос. 1876. 12 августа С. 2. В этом же материале описан путь к Знаменке высоких гостей по окончании праздника: «Путь
к Знаменке представлял опять новое зрелище: вызванные из Красного Села первая и вторая пехотные дивизии бивуакировали по
обеим сторонам дороги. Горящие смоляные бочки, бенгальские огни, музыка, песни, огромные костры - все это представляло
действительно интересную военную картину».
42 Эрцгерцог Карл-Людвиг уже бывал в России в 1882 г. на коронации Александра III.
43 При подготовке к его организации были использованы материалы камер-фурьерских журналов о визите в 1876 г. принца и
принцессы Пьемонтских (РГИА. Ф. 536. Оп. 1. Д. 573. Л. 3-5 об.)
44 Петерб. листок. 1886. 24 июля. № 198. С. 2.
45 С.-Петерб. ведомости 1886. 25 июля. № 202. С. 3. В этот праздничный день студенты пели для императрицы у Коттеджа в
Александрии.
46 Это было первое представление балета. В Петербургском Большом театре он впервые шел 25 ноября 1886 г. (Вазем Е. О.
Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. М.; Л., 1937. С. 230).
47 Петерб. листок. 1886. 24 июля. № 198. С. 2.
48 Там же.
82
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 81 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст