ж
узеи Петербурга
90
коллекционировании счастливый
случай, стечение обстоятельств,
удача играют важную роль, но на-
стоящий успех приходит иначе.
Он - в умении понять произведе-
ние, почувствовать его, может быть
даже на волне эмоций оценить из-
лишне восторженно, но главное -
признать достоинства и принять
нужное решение. Собирателю не-
обходимы и знания, и художе-
ственный вкус, и чутье. Особенно,
когда в оценке произведения нет
возможности опираться на устояв-
шиеся оценки, мнение профессио-
нала-специалиста. Александр Бе-
нуа ди Стетто - из числа таких
«трудных» авторов.
7
(19) февраля 1896 года в ре-
сторане гостиницы «Европейская»
в Санкт-Петербурге состоялось
знаменательное в художественной
жизни столицы событие. Торже-
ственно, при большом стечении
членов семьи Бенуа, их родствен-
ников, друзей отмечалось столетие
жизни в России и служения Рос-
сии потомков французского эмиг-
ранта Луи Жюля (Леонтия) Бенуа
(1770-1822). Строго говоря, при-
ехал он в Россию 28 декабря 1794
года, но провести встречу много-
численной семьи в 1894 году не
представлялось возможным. Ста-
рейшина семьи Николай Леонтье-
вич (1813-1898), несмотря на пре-
клонный возраст, был полон твор-
ческих идей по организации се-
мейного торжества. А еще раньше,
по сведениям Федора Францеви-
ча Бенуа (1906-1992) - историог-
рафа семьи, каждый из старейших
представителей десяти основных
ветвей рода получил в подарок
фотокопию генеалогического дре-
ва, составленного Николаем Леон-
тьевичем, и памятный фотоальбом
с портретами членов семьи.
Трудно сказать, сколько таких
памятных подношений сохрани-
лось, но очевидно, что немного.
Фотокопия древа в скромной чер-
ной, местами потрескавшейся ра-
мочке, несколько разрозненных
фотографий из юбилейного альбо-
ма бережно хранил всю свою жизнь
Александр Бенуа ди Стетто. На
этом древе нет его имени. Это и
понятно - Александр Зигфридо-
вич родился 1 (13) октября памят-
ного для семьи 1896 года.
В
разной
степени художе-
ственными способностями были
одарены более полусотни предста-
вителей семьи Бенуа. Разная у них
и известность. Об одних написаны
монографические исследования, о
других есть лишь сведения в об-
щих трудах по истории отечествен-
ного искусства. Есть среди них и
такие мастера, которые ждут свое-
го исследователя, критика и кол-
лекционера.
Судьбы многих из рода Бенуа
сложились непросто. Не удалось
спастись от репрессий, вынужден-
ной эмиграции. На долгие годы, а
между кем-то и навсегда, были ра-
зорваны родственные узы. Но
справедливость восстанавливает-
ся: как цветные стеклышки калей-
доскопа складываются в упорядо-
ченный узор, так и судьбы, твор-
чество некоторых забытых ныне
представителей этой семьи обре-
тают сначала смутные очертания,
но постепенно наполняются соч-
ными яркими красками.
Имя Александра Бенуа ди Стет-
то мало известно отечественным
ценителям и знатокам искусства.
Сведения о его жизни крайне
скудны, хотя творческое наследие
насчитывает сотни живописных
работ и графических листов. Су-
ществует небольшой, написанный
при жизни художника биографи-
ческий очерк, несколько статей-
рецензий о выставках, в которых
принимал участие мастер, и лич-
ный архив. Архив солидный, но он
включает в себя в основном пись-
ма деда, Александра Леонтьевича
Бенуа
«Гамбургского»
(1817-
Александр Леонтьевич Бенуа и
Мария Фиксен.
1840-е гг. Гамбург
1875) к петербургским родствен-
никам и официальные документы.
Именно последние проливают свет
пусть на немногие, но важные фак-
ты биографии Александра Бенуа
ди Стетто, на те сложные бюрок-
ратические препоны, которые ему
пришлось преодолеть в связи с
отъездом из России в эмиграцию.
Он всегда чувствовал себя рус-
ским художником, представите-
лем талантливого рода, гордился
этим настолько, что в конце кон-
цов добился разрешения взять ма-
теринскую фамилию - Бенуа. Его
мать - Клара Алиса Бенуа была
младшим, пятым, ребенком в семье
Александра Леонтьевича и Марии
Фиксен. Они долго жили в Герма-
нии, за что и получили семейное
прозвище «Гамбургских».
Александр Николаевич Бенуа
(1870-1960), художник и критик,
оставил пять книг «Воспомина-
ний», первая из которых посвяще-
на рассказу о его семье, но он не обо-
шел вниманием и некоторых из
дальних родственников, друзей.
Александр Бенуа был племянником
Александра «Гамбургского», и на
нескольких страницах он вспоми-
нал о своем дяде, писал, что его отец
питал к этому брату «особую не-
жность». Они были похожи не толь-
ко внешне, но и «духовным складом,
художественной жилкой».
Жизнь Александра Леонтьеви-
ча сложилась не самым благопри-
ятным образом, хотя начало было
многообещающим: большая друж-
ная семья, в которой царила атмос-
фера взаимопонимания, удачная
женитьба. В архиве Бенуа ди Стет-
то сохранилась изящная карта-
приглашение на венчание Марии
Фиксен
и
Александра
Бенуа
19 февраля 1848 года в католичес-
кой церкви Святой Екатерины на
Невском проспекте с последую-
щим приемом в доме родителей
невесты на 13-й линии Васильевс-
кого острова.
Вместе с новыми родственни-
ками он вскоре уехал на родину
жены в Гамбург, где увлеченно изу-
чал архитектуру, видя в зодчестве
свое будущее. Надежды на безоб-
лачное и успешное грядущее не оп-
равдались - родители жены разо-
рились и умерли один за другим.
Александру Леонтьевичу с трудом
удалось приобрести небольшой
магазин канцелярских принадлеж-
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 89 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст