узеи Петербурга
ностей, доходы от которого позво-
ляли содержать семью. Удалось
сохранить и один из домов Фик-
сенов на Бургенфельдер - Пассаж.
Спустя годы двенадцатилетний
Александр Николаевич Бенуа с
родителями останавливался в том
доме, совершая одно из первых па-
мятных ему путешествий по Евро-
пе. Именно тогда он познакомился
со своими юными кузинами. В
пятнадцатилетнюю кузину Клару
Алису он даже «вздумал чуть-чуть
влюбиться».
Всего несколько строк о встре-
че с родственниками, но они вос-
торженны. Как о «гамбургской
идиллии» он писал о сердечности
приема, заранее припасенных ми-
лых подарках, благодушном юмо-
ре, царившем во время семейных
обедов и бесед, старомодности и
уютности обстановки. Такова была
атмосфера семьи, в которой росла
мать художника. Несмотря на ог-
раниченность в средствах, Алек-
сандр Леонтьевич был «большим
затейником», тратившим немало
времени на всякие забавные дела:
он придумал домашний кукольный
театр для своих детей. Непремен-
ные рельефные картинки - «обла-
тэн», он в каждом письме присы-
лал в Россию племянникам.
Нетрудно представить, что
культ семейных ценностей стреми-
лась сохранить в своей семье и
Клара Алиса. Ее муж Зигфрид
Леви хорошо знал семью Бенуа,
умел ценить устои их рода.
Григорий (Зигфрид) Яковле-
вич Леви (1850 - после 1923) был
архитектором, учился в Мюнхенс-
кой политехнической школе, с 1878
года был сотрудником известного
петербургского зодчего Леонтия
Николаевича Бенуа (1856-1928).
Он принимал участие в нескольких
совместных архитектурных проек-
тах. Самые значительные среди них:
здание правления страхового обще-
ства «Россия» на Большой Морс-
кой, аптека А. В. Пеля и клиника
Отто на Васильевском острове.
Леви работал по заказам барона
Врангеля в Киевской губернии,
строил в Гусе-Хрустальном. Он
был архитектором Сестрорецкого
курорта.
Из его творческого наследия
сохранилось не так много, но мы
можем судить о нем и как о масте-
ре акварели. Однажды Зинаида
Портрет
Леонтия Николаевича Бенуа.
Н. В. Харитонов.
Начало 1900-х гг.
Евгеньевна Серебрякова (по мате-
ри Б ен уа)(1884-1967) сказала,
что в их семье дети рождались уже
с карандашом в руке. Ей талант пе-
редался еще и по отцовской линии
- от скульптора Евгения Лансере.
Александр Бенуа ди Стетто
тоже получил свой творческий дар
от отца-архитектора и рода Бенуа.
Александр Зигфрид Бурхард
Леви родился 1 (12) октября 1896
года в Санкт-Петербурге. Уже в
раннем возрасте он проявил инте-
рес к рисованию, что, конечно,
мало кого удивляло в семье. Он
учился в Катериншуле, где полу-
чил общее образование сам, а поз-
же и его младший брат Евгений
(1898-?), инженер-техник, обу-
чавшийся в Петербургском техно-
логическом институте. Лютеранс-
кая школа Катериншуле содержа-
лась за счет церковной немецкой
общины, от чего и называлась «не-
мецкой», как и три другие - Пет-
ришуле, Анненшуле, Реформир-
теншуле. Однако на самом деле эти
«немецкие» школы были многона-
циональными, в них не существо-
вало и сословных различий. Они
пользовались хорошей репутацией
в Петербурге, давали основатель-
ную подготовку и отличное знание
немецкого языка, который оста-
вался, как и в XVIII веке, языком
науки.
Вслед за общим образованием
последовало начальное художе-
ственное. Александру Зигфридо-
вичу не было и восемнадцати, ког-
да он поступил в Школу Общества
поощрения художеств. Уже не-
сколько лет ею успешно руководил
Николай Константинович Рерих.
Как директор, он был настоящим
реформатором. В школе препода-
вали замечательные художники-
педагоги:
известный
гравер
В. В. Матэ, художественный кри-
тик С. К. Маковский, график
И. Я. Билибин. Сам Н. К. Рерих
вел класс композиции. Придумы-
вал сюжеты исторических и быто-
вых картин, четко определял их
размер и формат, так как большое
значение придавал способности
мыслить пластически. Важно, что
Н. К. Рерих сам определял техни-
ку, в которой должно было быть
выполнено задание. Именно под
началом Н. К. Рериха Александр
Зигфридович постигал секреты
масляной живописи, акварели, па-
стели, сангины. Тех первых работ
не сохранилось, но полученные на-
выки остались навсегда.
Та школа многому научила в
профессиональном смысле, воспи-
тывала начинающего художника
как творческую личность больших
потенциальных возможностей.
Страсть к путешествиям, но-
вым впечатлениям, присущую ему
самому, Н. К. Рерих воспитывал у
своих учащихся. Экскурсии в ста-
ринные русские города сопровож-
дались специальными лекционны-
ми курсами по истории древнерус-
ской архитектуры, монументальной
живописи. Важную роль, как выяс-
нилось впоследствии, имели для
А. З. Бенуа ди Стетто не только те
Портрет Н. К. Рериха.
Б. М. Кустодиев. 1913 г.
91
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 90 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст