узеи Петербурга
Справка, выданная
Швейцарским консульством в
Финляндии, подтверждающая
швейцарское гражданство
Александра Леви
13
октября 1896 года в Штеттене,
кантон Шафхаузен, который от-
правляется из Териоки через Хель-
синки в Германию, а оттуда в
Швейцарию».
Так начиналась новая глава в
жизни художника с вымышленно-
го места рождения, и фамилией,
которую он изменил год спустя.
Александр Зигфридович полу-
чил транзитную визу от немецко-
го посольства в Хельсинки. После
многочисленных карантинов в
Финляндии и Германии, в 1922
году художник прибыл на родину
своих предков.
Однако обстановка, в которой
он оказался, была удручающей.
Художник жил в маленькой аль-
пийской деревушке, где его искус-
ство не встретило никакого пони-
мания. В том уютном, но замкну-
том мирке царили однажды уста-
новленные и неизменные годами
привычки, уклад. Все идеи, прихо-
дивше извне, отторгались. В оди-
ночестве, без работы, в атмосфере
духовной изоляции Александр
Леви провел едва ли не самые тя-
желые месяцы своей жизни.
Нельзя забывать, что наполнен-
ная яркими событиями, творче-
ством и постоянным стремлением
совершенствоваться жизнь в Петер-
бурге была свежа в памяти, и обо-
стряла переживания художника.
Случайная встреча с петербур-
гским знакомым, инженером из
Нойхаузена, позволила художни-
ку уехать из местечка, забыть че-
тырнадцать безрадостных месяцев
своей новой жизни.
Спустя много лет А. Бенуа ди
Стетто вспоминал то удручающее
время, и то, что ему понадобилось
всего три дня для сборов, оформ-
ления бумаг для отъезда. Во всем,
касавшемся фактов личной био-
графии, художник был на ред-
кость скрытным человеком. Тем
более удивительна эмоциональ-
ность, с которой он рассказывал о
том времени.
Жизнь в Берне была многообе-
щающей. Художник вскоре нашел
людей, готовых помочь ему и инте-
ресовавшихся его творчеством. В
Берне существовала секция Русско-
швейцарского союза, президент ко-
торой Отто Хэфели в специальном
заявлении рекомендовал обще-
ственности Берна художника как
сына «петербургского архитектора.
..
надежного и усердного работника».
К его ходатайству присоединился
и брат - Макс Хэфели, архитектор
из Цюриха. В том документе, дати-
рованном 15 апреля 1923 года, они
называли живописца швейцарским
гражданином Александром Бенуа.
Хотя официально это имя тогда еще
не было признано за художником.
Сохранилось ходатайство в дирек-
цию ЗАГСа кантона Шафхаузен от
29 апреля 1923 года с просьбой пе-
реслать новые документы Алексан-
дра Бенуа из Стеттена на бернский
адрес.
С первых дней пребывания в
Берне художник много работал. Он
выполнил значительный офици-
альный заказ - портрет бундеспре-
зидента Швейцарской конфедера-
ции Джузеппе Мотта. Уже в июне
1923 года работа была завершена,
художник получил гонорар в раз-
мере 500 франков и согласие но-
вых владельцев экспонировать
картину на городской выставке. С
этого началась его выставочная де-
ятельность за границей. Долгож-
данная удача пришла к художнику.
Он получал заказы на портреты,
участвовал в работе городской га-
лереи, о нем писали, он понемногу
начинал зарабатывать деньги.
Как каждый художник,
он
мечтал о Париже, о продолжении
образования в столице искусств и,
конечно, о востребованной работе.
Парижский период стал не
только важной творческой вехой.
В 1926 году Александр Бенуа ди
Стетто женился на датской вио-
лончелистке Каме Зингер. Много-
обещающая карьера музыканта
была оставлена молодой женщи-
ной, посвятившей свою жизнь
мужу, его искусству. Они прожи-
ли вместе больше пятидесяти лет,
деля радости и испытания.
Без лишних размышлений она
решилась продать в трудные для
семьи дни драгоценную скрипку
Гварнери, может быть, поэтому в
будущем Александр Бенуа ди Стет-
то включал в свои натюрмортные
композиции этот изящный музы-
кальный инструмент.
В Париже он в основном рабо-
тал как портретист, приглашение в
Берлин в немецкий театр раскрыло
еще одну грань его дарования. Ус-
пех пришел скоро. Уже в 1927 году
Александр Бенуа ди Стетто был
удостоен Гран-при в Берлине за де-
корации к опере Моцарта «Похи-
93
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 92 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст