ень в истории
тектура вновь сооруженного хра-
ма.
.. так и его внутреннее убранство
представляют собою явление заме-
чательное и заслуживают особого
внимания. стройность архитек-
турных линий, красота форм, бо-
гатство материала и совершенство
техники ставят его в ряд лучших
произведений современной рус-
ской архитектуры».
Были, однако, и другие мне-
ния. 19 августа «Русь» писала, что
храм, «к сожалению, далеко не да-
ровит по мысли и исполнению. ».
Однако цитату необходимо закон-
чить: «.но несомненно значителен
по идее, которая витает над ним».
Суворинское «Новое время»
2 сентября поместило интересную
статью о новом храме. Там дается
самое, по-моему, образное его опи-
сание. Вот лишь часть его: «Точно
повисший в воздухе окаменевший
взрыв огней и красок.». Но это-то
как раз, по мнению автора статьи,
и плохо. «Слишком уж хорош, че-
ресчур вызывающе красив этот
храм печали», - вот, пожалуй, ос-
новная мысль данной статьи. И это
утверждается, несмотря на речь
митрополита Антония на освяще-
нии храма (опубликованную мно-
гими газетами), где он говорил, что
в христианском сознании смерть
не есть конец бытия, а только пере-
ход к иной его форме. Да что там
речь митрополита - упомянутый
высочайший рескрипт говорит о
храме: «.благолепие коего вполне
отвечает высокому его значению».
Еженедельник «Гражданин»,
кстати, отмечая 23 августа, что
храм светел, невзирая на то, что
Николай II на открытии храма.
1907 г.
расположен на месте ужасного со-
бытия, делает вывод, что в этом
выражается вера в Бога и в русский
народ.
По мнению газеты «Россия»
(от 19 августа), храм говорит о том,
что память не может быть убита.
Статья в «Новом времени» го-
ворит о сходстве нового храма с
храмом Василия Блаженного в
Москве и делает выводы: храм Ва-
силия Блаженного построен по
другому поводу - радостному, а не
печальному (взятие Казани).
Выводы правильные, только
при чем здесь храм Василия Бла-
женного? Архитектор не ставил
перед собой задачу его скопиро-
вать. 21 августа «Церковный лис-
ток» верно заметил: «Так как это
храм-памятник, и притом нацио-
нальный памятник, то требовалось
выразить
наивозможно
полно
мощь национального художествен-
ного гения».
«Русский инвалид» 19 августа
говорит о храме как о «величе-
ственном памятнике в древне-мос-
ковско-русском стиле, с теремооб-
разными крыльцами, где все гово-
рит о русской старине, о формах,
которые близки нашему сердцу.».
А что касается сходства с московс-
ким храмом, в номере «Церковно-
го листка» говорилось: «По наруж-
но-общему виду храм сильно на-
поминает известный храм Василия
Блаженного в Москве, но это толь-
ко общее и притом поверхностно-
первое впечатление, на которое
более всего наводят элементы ор-
намента; так сказать, колерно-оп-
тический обман зрения. На деле же
храм совершенно оригинален, но
строго в духе московской старины
вышеозначенного периода».
«Профессор Парланд исходил
из крепкого и глубокого изучения
архитектуры московского перио-
да, и результатом явилось не сле-
пое подражание тому или другому
образцу, а самостоятельное творче-
ство, основанное на изучении этих
древних, но доселе дивных образ-
цов расцвета русской националь-
ной архитектуры и искусства», -
говорилось в упомянутом номере.
Более обстоятельно этот воп-
рос рассмотрен в статье в «При-
бавлениях к “Церковным ведомо-
стям”» от 18 августа. Но и там го-
ворится то же: что архитектор «не
пошел по ложному пути рабского
подражания готовым старинным
образцам», что новый храм явил-
ся не механической комбинацией
старых форм, а результатом их
творческой переработки. «Цент-
ральный шатер и строение некото-
рых глав сближают его до некото-
рой степени с храмом Василия
Блаженного в Москве. Непосред-
ственное наблюдение, слишком
далекое от точной научной оцен-
ки, легко схватывает указанные
черты, и отсюда, на основании слу-
чайных примет, явилась ошибоч-
ная мысль о сходстве архитектур-
ного типа этого храма с тем шатро-
вым типом, ярким представителем
которого служит Василий Блажен-
ный», - писал автор статьи профес-
сор Покровский.
97
История Петербурга. № 4 (38)/2007
предыдущая страница 96 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №38 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст