^ /'границы жизни музея
ложский отметил и необходимость
разрешения вопроса освоения чер-
даков, подвалов и т. д. В будущем
музей, разместивший большинство
экспозиций в подвалах, а на черда-
ке устроивший помещения для хра-
нения экспонатов, очень заботился
об этих помещениях.
Штат музея был невелик. Штат-
ных сотрудников в 1932 году было
всего
пятеро:
директор
музея
B. Г. Богораз-Тан (с окладом 400 руб.),
завотделом оформления В. А. Алек-
сандров (оклад 300 руб.), ученый сек-
ретарь А. С. Гитлер (оклад 300 руб.),
заместитель директора А. М. П о-
кровский и технический секретарь
C. Б. Радомысльская. Комендантом
музея долгие годы с момента откры-
тия был В. О. Биссикирскнй, завхо-
зом И. Г. Каск. Научная работа в пер-
вые годы создания музея велась в ос-
новном внештатными сотрудника-
ми. некоторые из них даже не полу-
чали зарплаты. В августе 1932 года в
числе внештатных научных сотруд-
ников
числились
12
человек:
Л. Г. Брандт, К. Ф . Воронцов,
Н. П. Гуля, В. Н. Дулов, Л. Н. М а-
нуйлова, Ф. М. Морозов, В. И. Не-
дельский, А. А. Невский. Смелов,
В. К. Станюкович, Ю. Н. Францев,
М. И. Шахнович. Многое научные
сотрудники работали по договору.
В 1932 году по договорам работали:
В. А. Казакевич (работы по регист-
рации
буддийской
коллекции),
И. С. Канцельсон (разработка экс-
позиции по истории атеизма в эпо-
ху империализма и пролетарских ре-
волюций), профессор С. Г. Лозинс-
кий (разработка материалов и экс-
позиции отдела католицизма и про-
тестантизма), Н. В. Малицкнй (от-
бор экспонатов по эпохе византийс-
кого
и
русского
феодализма),
В. К. Станюкович (разработка экс-
позиции «История Казанского со-
бора
и
его
классовая
роль*),
М. И. Шахнович (разработка экспо-
зиции отдела иудаизма).
В 1931-1933 годы научная ра-
бота велась тремя бригадами под
руководством В. Г. Богораз-Тана.
I бригада: Религия в доклассовом
и рабовладельческом обществе:
II бригада: Религия в эпоху феода-
лизма и капитализма: III бригада:
Религия в эпоху империализма и
пролетарских революций32. Теоре-
тической основой экспозиционной
и научной работы стала тема «Про-
исхождение и развитие верований
10
Сотрудники МИР АН С С С Р на экспозиции. 1936
г. В
центре в кресле
-
В.
Г. Богораз-Тан. справа от него - Н. Н. Тройницкий. С. И. Клементов,
стоят (справа налево) Л. Н. Мануйлова. А. Н. Новиков. С. С. Писарев.
Н. А. Мезенцев, Ю
. П. Францев, А. Логинова. А. Н. Полякова. М. Потапов.
Л. М. Гаркави. Г. Э. Петри, Г. О. Монзеллер
по стадиям общественного развития
(социально-экономическим фор-
мациям)*33. Среди научно-при-
кладных работ в 1931 году в пер-
вую очередь разрабатывались та-
кие: «Происхождение и развитие
верований*, отдел ислама «с про-
работкой материала по следующим
разделам*: распространение ислама
и главные моменты его истории;
родина ислама и его составные эле-
менты (связь ислама с торговым,
скотоводческим и земледельчески-
ми слоями населения): Коран как
выражение идеологии ислама; му-
сульманское духовенство и его
роль: женщины в исламе; исламс-
кие толки и секты; ислам как ору-
дие империализма и контрреволю-
ции. Проводилось частичное пере-
экспонирование отдела «Христиан-
ство*. В 1932 году первоочередны-
ми темами были буддизм, шама-
низм и иудаизм3'. В результате ра-
боты в 1932 году были открыты две
выставки: «История Казанского
собора» (на 64 щита, среди наибо-
лее значительных экспонатов -
дары собору графа А. С. Строгано-
ва и т. п.) и «Религия и атеизм на
Западе*. В 1933 году: «Возникно-
вение религии», «Религии антично-
го мира*, « Происхождение христи-
анства», «Буддизм и ламаизм», вре-
менные выставки «Карл Маркс как
воинствующий атеист* и «к кам-
пании против еврейских праздни-
ков выставка “Классовая роль иуда-
изма"*. Определенные недостатки
экспозиции объяснялись различ-
ными причинами,среди которых
было не только «отсутствие посто-
янных работников*35 в определен-
ных разделах истории религии,
как это случилось с экспозицией
«Ислам*, которая не была выпол-
нена в срок, или с экспозицией
«Возникновение христианства», к
работе над которой были привле-
чены
проф.
В. Л .
Богаевский
(И И Н И Т ) и проф. С. Н. Замятнин
(И А Э ), но и непонимание научны-
ми сотрудниками необходимости
экспозиционной работы по оформ-
лению щитов. В. Г. Богораз-Тан го-
ворил об этом, как о «детской бо-
лезни научного чванства*38. Конеч-
но, существовали и определенные
теоретические разногласия между
научными сотрудниками. Особен-
но активно на заседаниях научно-
методического совета музея об-
суждались экспозиции, посвящен-
ные возникновению религии (воп-
рос о приоритете магии или ани-
мизма) и ш аманизму. Так, на-
пример,
горячий
спор
между
Ю. II. Францевым, Г. О. Монзелле-
ром и А. М . Покровским возник
при обсуждении шита «Камлание*.
История Пепи‘1щц»п. М п (39)/2007
предыдущая страница 11 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст