а
тр а н и ц ы ж изни м у зе я
Щ ит нс нес никакой идеологичес-
кой нагрузки, что и вызвало воз-
ражение Ю . П. Францева, который
указывал «на необходимость вскры-
тия социальной роли шаманизма».
А поскольку «макет социальной
роли шаманизма не вскрывает, то и
нужды в нем нет». А. М. Покровс-
кий и Г. О. Монзеллер настаивали
на том, что, конечно, «в задачи это-
го показа не входит лиш ь выявить
вред шаманства. Данный макет, ко-
нечно, будет нейтральным, но кам-
лание надо показать как иллю ст-
рацию к последующему щиту ша-
манизма* .
К 1934 году был развернут ряд
отделов музея: «Религии доклас-
сового общества», «Религия фео-
дального Востока». Центральное
место экспозиции занял един-
ственный во всех мировых музеях
«Рай Сукавати», для экспозиции
которого была привлечена брига-
да бурятских художников, а также
«Религия феодального общества
на Западе и Востоке» (8 щитов:
коллекция орудий инквизиции,
архитектурно-скульптурная конст-
рукция гробницы Я кова П орту-
гальского и т. д.). Частично были
осуществлены в 1933 году и наме-
чены для развернутого показа в
плане 1934 года «Религия капита-
листического государства* (9 щ и-
тов) н «Религия и атеизм в эпоху
империализма и пролетарской ре-
волюции» (11 щитов). В особом
крыле музея открылся 5-й отдел
«Религия рабовладельческого об-
щества Греции и Рима* (9 щитов).
Как указывалось в отчете музея,
«отдел должен раскрыть на своих
экспонатах проблему происхожде-
ния христианства* (4 щита). Была
начата подготовка
выставки
к
10-летию со дня смерти В. И. Л е-
нина «Марксизм-ленинизм в борь-
бе против религии*, а также выста-
вок «Фашизм и религия* и «Япон-
ский империализм и религия*.
В 1933 году М И Р организовал
научную экспедицию по сбору ла-
маистской коллекции в Бурят-
Монголии (в экспедиции приняли
участие работники музея О. Буда-
ев и Лыкдынов). Также организо-
вывались научные командировки в
Узбекистан для сбора материалов
по исламу (Н . А. Выранаева), в за-
падные районы Ленинградской об-
ласти и в Северный край (А. И. Ва-
сильева и С. С. Писарев). В 1933
году сотрудниками музея было про-
читано свыше 20 докладов и подго-
товлены к печати 3 сборника (по
религиозному синкретизму, по ве-
рованиям населения Ленинградс-
кой области, по старообрядчеству).
В том же году было принято поло-
жение о фондах музея. Согласно
ему, фонды М И Ра распались на ос-
новной и резервный фонды: «Ре-
зервный фонд составляется из дуб-
летов и менее ценных экспонатов и
используется для обмена с други-
ми музеями, для выставок-пере-
движек и т. п.*1*. Но в полном виде
положение о фондах, регламенти-
ровавшее порядок регистрации,
выдачи предметов из фондов и
прочее, было принято только в кон-
це апреля 1934 года, когда М И Р на
короткое время оказался в составе
Института этнографии. К 1934 гаду
Музей истории религии сосредото-
чил в фондах богатейшие коллек-
ции. О н располагал богатейшей
коллекцией икон Х У Н - Х Х веков,
состоявшей из нескольких тысяч эк-
спонатов, обширной коллекцией
предметов христианского право-
славного и католического культов.
В результате двух экспедиций 1933
года были собраны коллекции по
буддизму и исламу. Экспедицион-
ным путем были получены коллек-
ции по религии сванов (Кавказ),
верованиям народов Сибири, наро-
дов Поволжья. Проводились экспе-
диции но Северо-Западу. Коллек-
ции, переданные академическими
учреждениями бывшей антирели-
гиозной выставке, образовали от-
делы индуизма и религий Китая и
Я понии. К 1934 году при музее
была создана библиотека в количе-
стве 5000 томов, содержащая нарав-
не с ценными старопечатными и
рукописными книгами современ-
ную литературу по истории рели-
гии и антирелигиозного движения.
И все это было сделано силами все-
го семи штатных сотрудников (из
них четверо - административный
персонал) и внештатных сотрудни-
ков, которым платили из дотацион-
ных сумм. К 1934 году число работ-
ников музея достигало уже 56 че-
ловек. В. Г. Богораз-Тан обратился
с письмом в секретариат А Н СССР,
в котором говорилось о том, что
«неустойчивое финансовое поло-
жение сотрудников М И Ра являет-
ся одним из тормозов, задержива-
ющих планомерное развитие и не-
обходимое расш ирение работы
Музея. Поэтому в 1934 г. совершен-
но необходимо поставить работни-
ков музея в условия штатной опла-
ты на общих основаниях, прнменя-
В. И. Крылова, Л. Лисковец. Л. Н. Мануйлова и музейные смотрительницы.
С ередина 1930-х гг.
II
История Петербур/п.
Л$
л (39)/2007
предыдущая страница 12 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст