у у
'р а н и ц ы ж и з н и м у з е я
емых во всех учреждениях С С С Р,
и в частности. Академии наук*39.
В 1934 году в М И Ре были под-
писаны к печати сборники «Про-
блемы анимизма», «Религиозные
верования населения Ленинградс-
кой области*. Состоялась экспеди-
ция в Б урят-М он гольскую Рес-
публику, а также научная команди-
ровка в Моршанский район Воро-
нежской области (А. А. Невский).
Продолжала создаваться и экспо-
зиция музея. Бы ло выставлено
панно художника В. Н. Кокорева
«Группа синантропов*.
Раздел
«Религия в эпоху феодализма и
коммунизма* разделился на две
части: «Христианство на Западе в
эпоху феодализма и коммунизма*
и «И стория православия в Рос-
сии». Последний был передан в
отдел «Религия народов С С С Р * ,
и в нем были созданы экспозиции
«Религия на службе русского са-
модержавия в X V III и первой по-
ловине X IX в.*, «Религия во вто-
рой половине X IX в. в России*,
«Религия против революционного
народничества*. В числе материа-
лов по истории русского правосла-
вия были выставлены части кол-
лекции Музея истории религии по
скопчеству и масонству. В отделе
«Христианство на Западе в эпоху
феодализма и капитализма* экс-
понировался католический рожде-
ственский вертеп и др. В 1934 году
музей посетили 80 тысяч человек,
было проведено 2338 экскурсий10.
Но не все в 1934 году было глад-
ко. В связи с переездом А Н С С С Р
в Москву было принято решение о
переезде академических учрежде-
ний и о ликвидации тех, переезд
которых считался необязательным.
Н а заседании
Президиума А Н
С С С Р 29 апреля
1934 года было
доложено о мероприятиях, выте-
кавш их из постановления С Н К
С С С Р о переводе А Н С С С Р в М ос-
кву. 25 сентября 1934 года вышло
постановление С Н К С С С Р № 2236
«О передаче музея по истории ре-
лигий из ведения А Н в ведение
Комитета по заведыванню учены-
ми и учебными учреждениями при
Ц И К С С С Р * , которое гласило:
«Передать с 1 января 1935 г. Музей
по истории религии из ведения все-
союзной Академии наук в ведение
Комитета по заведыванню учены-
ми и учебными учреждениями при
Ц И К С С С Р * 41. 5 октября 1934 года
на основании того постановления
было принято постановление Пре-
зидиума А Н С С С Р . Сторонники
передачи М И Р а из ведения А Н
апеллировали к тому, что музей
ориентирован не столько на науч-
ную, сколько на популяризаторс-
кую деятельность. Сотрудники
М И Р а стремились доказать обрат-
ное. 17 ноября на заседании Прези-
диума Ц И К С С С Р было принято
решение об изменении постановле-
ния Президиума Ц И К С С С Р от
17 ноября 1934 года, и было решено
«исключить из системы учрежде-
ний Ученого комитета Ленинград-
ский музей по истории религии*.
Музей решили передать в ведение
города, что сделало бы невозмож-
ным
его
дальнейш ую
работу.
В. Г. Богораз-Тан писал письма и те-
леграфировал в Москву и в Ленсо-
вет о невозможности такого шага,
тем более что в смете Ленсовета на
1935 год расходы на содержание
М И Р а не были предусмотрены. В
результате вопрос о передаче музея
из ведения А Н был снят, и М И Рещ е
почти тридцать лет оставался в со-
ставе Академии наук.
1
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «История отечественного рели-
гиоведения» № 05-03-03307а.
1 Известия РАН. Л., 1922. VI сер. Т. XVI. С. 124.
3 Шахнович М. И. 25-летие Музея истории религии и атеизма / / Вопр. истории
религии и атеизма. М., 1958. Вып. V. С. 411.
* Шахнович М. М. Антропологическое религиоведение в российской академи-
ческой науке в первой четверти XX в. / / Петербургская Академия наук в истории
академий мира: Материалы междунар. конф. СПб., 1999. Т. IV. С. 96-100.
3 Зеленин Д. К. В. Г
. Богораз - этнограф и фольклорист / / Памяти В. Г. Богораза
(1865-1936): Сб. ст. М.; Л., 1937. С. V.
6 Ольденбург С. Ф. Положение нашей науки среди науки мировой / / Наука и
техника СССР 1917-1927 / Под ред. А. Ф. Иоффе и др. М„ 1927. С. 47.
7 Ленингр. правда. 1930. 15 аир.
* Отчет о деятельности АН СССР за 1930 г. Л„ 1931. С. 266.
9 Академик Н. Я. Марр в своем выступлении на открытии МИРа рассказал, что
«может быть мало кому известно, не назову имени, но в первые же дни Октябрьской
революции был составлен план факультета или отделения но истории религий.
.. Те-
перь как будто делаем тоже скачок, потому что факультета у нас еще нет, академичес-
ких сотрудников по исследованию религии нет.
..» (Петербургский филиал архива
РАН (ПФА РАН) Ф 221. Оп. 2. Д. 3. Л. 3-3 об.
10 ПФА РАН. Ф. 2. Он. 1-1930. Д. 140. Л. 131; Д. 122. Л. 175-178.
" Там же. Ф 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 16, 19-20 об.
. 21. 21 об., 22-29.
17 Там же. Ф. 2. Оп. 1-1931. Д. 82. Л. 116, 117, 122-123.
13 Там же. Д. 31. Л. 144.
14 Там же. Ф. 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 47, 47 об., 48. 48 об.
. 49.
13 Отчет о деятельности АН СССР за 1932 г. С. 212; Отчет за 1933 г. С. 245.
16 ПФА РАН. Ф. 221 Оп. 2 Д. 3. Л. 8 об.
17 Там же. Л. 4.
“ Там же. Ф. 250. Оп. 3. Д. 94. Л. 2-3.
19 Надо сказать, что к процессу разрушения Казанского собора имела отношение
и власть. Еще в 1922 г. был разобран изготовленный в XIX в. по рисунку К. Тона
серебряный иконостас.
20
П Ф А Р А Н . Ф . 221 О п . 2 Д . 1. Л . 1.
31
Там
же. Ф . 250. О п . 3. Д . 94. Л . 5 -6 .
23
Там
же. Ф . 221. О п . 2. Д . 1 .Л . 3.
23
Там
же. Л . 6.
24
Там
же. Л . 7.
25
Там
же. Л . 12.
26
Там
же. Д . 35. Л . 1.
27
Там
же. Д . 1. Л . 11.
2
в
Там
же. Д . 22. Л . 13.
29
Там
же. Д . 1. Л . 11-12.
30
Там
же. Д . 5. Л . 6 -9 .
31
Там
же. Л . 7.
33
Там
же. Д . 2. Л . 6 -7 .
33
Там
же.
34
Там
же. Л . 5.
35
Там
же. Л . 18.
36
Там
же. Д . 25. Л . 4.
37
Там
же. Л . 1 6 -1 6 об.
38
Там
же. Д . 23. Л . 2 -3 .
39
Там
же. Д . 21. Л . 16 об.
40
Там
же. Д- 33.
41
Там
же. Л . 8.
История Петербурга. М 3 (39)/2007
предыдущая страница 13 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст