'Как Закрывали ленинградский
т уЗей истории религии
С
(4 9 4 6 - 4 9 4 ^
годы)'
М. М. Шахпович
( у
- р а н и ц ы ж и з н и м у з е я
»Сразу после окончания Вели-
кон^Отечественной войны М узей
истории религии Академии наук
С С С Р оказался в сложной ситуа-
ции. С 1942 года музей фактичес-
ки функционировал без директо-
ра. так как назначенный в 1937 году
после смерти В. Г. Богораз-Тана
Ю. П. Францев2 был откомандиро-
ван на работу сначала в Куйбышев-
ский Р К В К П (б ) Ленинграда, за-
тем в горком В К П (б ), а в ноябре
1945 года вообще уехал на работу
в Москву. Сущ ествование М узея
истории религии в системе Акаде-
мии наук оказалось под вопросом.
Руководство отделения истории и
философии А Н С С С Р в отнош е-
нии музея в Ленинграде находи-
лось в явном затруднении, и при-
чин тому было несколько. Во-пер-
вых, музей находился в Казанском
соборе, памятнике архитектуры ,
нуждавшемся в значительной рес-
таврации, для того чтобы можно
было в нем развернуть новые пол-
ноценные экспозиции, а это требо-
вало больших затрат. Во-вторых,
директор Л и тературного музея
В. Д. Бонч-Бруевич хотел создать
в Москве Центральный музей ис-
тории религии на основе фондов
Центрального антирелигиозного
музея (Ц А М ), закры того в 1937
году в результате уничтож ения
Страстного монастыря, где он на-
ходился с 1929 года. В январе 1946
года все сохранившиеся экспона-
ты Ц А М а были переданы в веде-
ние Академии наук, и московский
Музей истории религии А Н С С С Р
был создан, однако он не имел сво-
его помещения, а все экспонаты
находились в ящ иках. В-третьих,
во время войны явно изменились
отношения власти и церкви. Про-
ведение А рхиерейского собора
М. И. Шахнович (1911-1992).
Фото 1946 г.
Русской православной церкви в
сентябре 1943 года и Поместного
собора в апреле 1945 года, избрав-
ших патриархов, и издание поста-
новления Совета народных комис-
саров С С С Р «О порядке открытия
церквей» от 28 ноября 1943 года
еще больше запутывали ситуацию.
21
декабря 1945 года на заседа-
нии Бю ро отделения истории и
философии Академии наук С С С Р
под председательством академика
В. П. Волгина, того самого, который
участвовал в торжественном откры-
тии М И Ра в 1932 году, было при-
нято следующее решение: «Утвер-
ждение плана научно-исследова-
тельских работ Музея по истории
религии на 1946 год отложить до
вы яснения дальнейш ей судьбы
Музея*3. 23 января 1946 года засе-
дание Бюро отделения истории и
философии Академии наук сочло
целесообразным возбудить через
Президиум А Н С С С Р ходатайство
перед Советом народных комисса-
ров С С С Р об объединении москов-
ского и ленинградского музеев ис-
тории религии в один. Высказыва-
лось мнение и о возможном присо-
единении их к Музею антрополо-
гии и этнографии. Однако сотруд-
ники М узея истории религии в
Казанском соборе в Ленинграде не
желали сдаваться, они работали так,
как будто ничего не происходило.
Ещ е в 1944 году Академией
наук был отозван с фронта канди-
дат исторических наук, старш ий
научный сотрудник М. И. Ш ахно-
вич4, которого назначили замести-
телем директора по научной час-
ти. Вместе с Анной Николаевной
Поляковой, помощником директо-
ра по адм и нистрати вно-хозяй-
ственной части, во главе небольшо-
го коллектива сотрудников (на на-
чато 1946 года - 6 научных сотруд-
Исшо/шя ІІгтгіщііі/а.
,\»
5 (ЗО і /2007
1 3
предыдущая страница 14 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст