91»
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
Д ж им нньяно, Сиена, Перуджа и
затем паломничество пешком в за-
ветный Ассизи*9. Для большего ус-
пеха поездки И. М. Гревс привлек к
участию
В
ней
искусствоведов
А. И. Анисимова (специалиста по
иконописи), специалиста по Ренес-
сансу В. А. Голованя и Н. П. Олтока-
ра, руководившего экскурсантами
во время их пребывания в Сиене и
Флоренции. Участниками экскур-
сии были 25 слушательниц Бесту-
жевских курсов, учениц И. М. Грев-
са и М. И. Ростовцева, и трое сту-
дентов университета: А. П. С м и р -
нов, Г. Э. Петри и Н. П. Анциферов.
Сохранивш иеся восп ом и н а-
ния участников поездки, а также
их письма к «дорогому Padre* -
И. М. Гревсу хорошо передают ат-
мосферу интеллектуального на-
пряжения, погружения в историю,
достижение которого и было глав-
ной целью поездки. Г. Э. Петри не
избежал общего настроения.
Успешно окончив в 1913 году
университет с дипломом I степени,
Г. Э. Петри был оставлен при ка<|юд-
ре всеобщей истории для подготов-
ки к профессорскому званию, а в
1916 году начал сдавать магистерс-
кие экзамены, но в дальнейшем по-
святил себя педагогической и экс-
курсионной работе. Такой выбор в
немалой степени был обусловлен
влиянием И. М . Гревса, который
своим примером постоянно доказы-
вал необходимость нести академи-
ческое знание в более широкую сре-
ду: в гимназический класс или в
просветительский кружок.
Г. Э. Петри начал преподавать
еще с 1907 года, давая сначала част-
ные уроки, а с 1913 года вел заня-
тия по истории в старших классах
Коммерческого училища Э. Ф . М у-
рашкинцевой (где с сентября 1917
года и до закрытия училища в де-
кабре 1918 года был директором и
председателем школьного совета);
в гимназии Ш темберга (1914—
1918); в Коммерческом училищ е
М. А. Шндловской (1917-1918); в
6-й Городской гимназии (затем
21-й школе Куйбышевского райо-
на), директором которой был в
1920-1929 годах; заведовал учеб-
ной частью 32-й школы Октябрьс-
кого района (1929-1930). Вообще
тот период жизни Г. Э. Петри от-
мечен необычайной активностью
на разных поприщах. Он неоднок-
ратно выступал с докладами на со-
Г. Э. Петри с женой и детьми. Из домашнего архива М. Г, Петри
браннях директоров ш кол, был
председателем предметной комис-
сии по истории, а затем по обще-
ствоведению, принимал участие в
составлении методических пособий
по преподаванию истории в школе.
В 1923 году он был избран членом
Ленсовета IX созыва, а с 1927 по
1929 год входил в состав Р К К при
Группкоме Совета Рабпроса.
О дноврем енно с работой в
школе с 1919 года много времени
уделял экскурсионной деятельно-
сти: был сотрудником музейного
отдела Экскурсионного бюро П о-
литпросвета, инструктором по дет-
ским клубам и площадкам ( 1919—
1920), членом Совета экспертов
социального воспитания губотдела
народного образования по экскурси-
онной секции (1920-1921). штат-
ным руководителем экскурсий в
Коммунистическом университете
им. Зиновьева (1922-1926), дей-
ствительным членом Государствен-
ного экскурсионного института
(1922-1925), а с 1924 года - ученым
секретарем совета института. При
его активном участии в 1923 году в
Петрограде была организована и про-
ведена III кож|>еренция экскурсион-
ных работников, где с программным
докладом об экскурсионной работе
выступал И. М . Гревс.
После слияния в 1925 году Го-
сударственного экскурсионного
института с Государственным ин-
ститутом
научной
педагогики
Г. Э. Петри занял должность науч-
ного сотрудника вновь образован-
ного института, работал секретарем
экскурсионно-краеведческой ко-
миссии (1925-1930), а также был
сверхш татны м
(1 9 2 5 -1 9 2 6 )
и
ш татны м (1 927 -192 9) доцентом
Ленинградского государственного
университета по факультету язы -
ка
и
материальной
культуры .
Г. Э. Петри основательно занимал-
ся историей искусства, историей
Петербурга и пригородов. Вместе
с Н. П. Анциферовым был руково-
дителем Павловского семинария.
Особенно его интересовали вопро-
сы методологии исторической эк-
скурсии, которым он посвятил не-
сколько работ (в том числе совме-
стно с Анциферовым)10.
Период активной творческой
и общественной деятельности ока-
зался для Г. Э. Петри недолгим.
Летом 1929 года он был уво-
лен из Л Г У ввиду изменения про-
грамм факультета и как не сумев-
ший «построить курс экскурсион-
ного дела на основе марксистского
метода*, а в 1930 году был снят с
работы в Государственном инсти-
туте научной педагогики в связи с
арестом, ставш им переломным
этапом, перевернувшим всю жизнь
талантливого ученого. В июне 1930
года Г. Э. Петри был привлечен но
делу бюро краеведения, которое
стало составной частью «Академи-
ческого дела*". Дело бюро краеве-
дения, направленное в основном
против II. М . Гревса, снова свело
вместе многих его учеников, в том
числе и участников экскурсии
1912 года в Италию. Год, проведен-
ный в заключении в Д П З и «Крес-
Нстория Петерцциа. М
5
(39)/2007
предыдущая страница 28 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст