m
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
тах*, закончился попыткой само-
убийства. Н. П. Анциферов, волей
судьбы и там оказавшийся вместе
с Петри, так вспоминал о своей
встрече с ним: «Здесь я встретился
со своим старым другом Г. Э. Пет-
ри. Так как мы, рабочие, могли вы-
ходить на прогулки по своему же-
ланию в любые дневные часы, я
условился с Петри о встрече. К нему
на свидание приходила его жена
Мария Александровна и дети - дру-
зья моих детей Летик и Наташа.
.. С
Г. Э. Петри мне удалось поговорить
на прогулке. Он очень тяжело пере-
носил тюрьму и следствие. Он при-
знался, что в одиночке пытался по-
веситься*12. С чем же был связан
такой моральный слом? В первую
очередь, по воспоминаниям доче-
ри Г. Э. Петри, Натальи Георгиев-
ны, с непрекращавшимся беспо-
койством о судьбе жены и детей,
ставших заложниками его положе-
ния. К моменту ареста он был же-
нат на М арин Александровне,
урожденной Миляевой, педагоге и
библиотекаре, имел сына - Алек-
сея (от первого брака) и малень-
кую дочь Наташу. М ногочислен-
ные примеры судеб семей осуж -
денных, если и не подвергавшихся
преследованиям в открытую , но
вынужденных переносить тяготы и
лишения жизни с клеймом «чле-
нов семьи врага народа*, постоян-
но тревожили его.
По приговору Коллегии О Г П У
по статье 58-1113 Георгий Эдуардо-
вич был выслан в административ-
ном порядке в Северный край сро-
ком на 3 года. На Севере он рабо-
тал в Архлесхимсою зе планови-
ком-эконом истом
(15.11.1931 -
10.07.1932) и эконом истом-ф и-
нансистом (11.07.1932-5.08.1933).
По окончании вы сылки он был
восстановлен в правах и вернулся
в Ленинград. Судим ость по ст.
58-11 закрывала перед ним воз-
можность вернуться к прежней де-
ятельности. Однако счастливый
случай улыбнулся Г. Э. Петри. С
1933 года судьба связала его с толь-
ко что открывшимся Музеем ис-
тории религии А Н С С С Р . Пред-
ставить, каким был музей в те годы,
каковы были принципы, положен-
ные в его основание, позволяют
статьи и заметки первого директо-
ра музея В. Г. Богораз-Тана, чей эн-
тузиазм, обширные знания, личное
участие во всем, что происходило
в музее - от формирования коллек-
тива сотрудников до разработки
принципов экспозиции, сделали
музей истинно научным учрежде-
нием, дававшим возможность за-
ниматься изучением истории ре-
лигии. В статье В. Г. Богораз-Тана
«От собора к Музею истории ре-
лигий* в № 1 журнала «Антирели-
гиозник* за 1936 год, представляв-
шей собой краткий отчет о трех-
летней деятельности музея, так
формулировалась цель работы му-
зея: «Таким образом, церковное
здание превращается в музей для
изучения религии. Оформление
такого музея, построенное на науч-
ной базе, долж но быть худож е-
ственным. Искусство, которое в
течение многих столетий служило
церковному мраку и церковному
гнету, должно быть направлено на
выявление церковного вредитель-
ства и связанного с ним социально-
го и классового угнетения»14. Из ска-
занного следовали задачи: «Выявить
общественно-экономические корни
религиозной идеологии и ее реакци-
онную рать на различных этапах раз-
вития общества: выявить реакцион-
ную рать церкви и религиозных орга-
низаций в истории классовой борь-
бы: отобразить развитие атеистичес-
ких идей, антиклерикальных движе-
ний и массового безбожия в истории
классовой борьбы*15.
Казалось бы, при таком фор-
мулировании цели и задач должен
быть подобран соответствующий
контингент сотрудников. Однако
за громкими заявлениями о необ-
ходимости раскрывать «реакци-
онную роль», скрывалось понима-
ние политической ситуации, а
также желание изучать историю
религии
на высоком
научном
уровне и дать работу тем, кто спо-
собен был это делать.
В ноябре 1933 года Г. Э. Петри
был принят на работу' в Музей ис-
тории религии в качестве экскур-
совода, а в марте 1934 года переве-
ден в научные сотрудники II раз-
ряда. В 1935 году он - научный со-
трудник I разряда сектора истории
религии феодальной эпохи в За-
падной Европе. Основной сферой
деятельности Г. Э. Петри в музее
была привычная для него экскур-
сионная и выставочная работа. Он
разрабатывай экспозицию по исто-
рии религии У 1 -Х У веков, отдель-
ные решения которой использова-
лись в экспозиции отдела на про-
тяжении многих лет (макет худ.
Алексеева «Ш уты на Гревской
площади в Париже» и многие дру-
гие). Работа в музее позволила
Г. Э. Петри возобновить занятия
по средневековой истории. Зани-
маясь изучением массовых движе-
ний на Западе, он подготовил ра-
боту «Движение апостольских
братьев и восстание Дольчино»,
основные
положения
которой
были представлены им на научном
совещании М И Ра в 1933 году»16.
Эта работа, как и большинство пре-
Г. Э. Петри проводит занятие со школьниками на экспозиции
МИР АН СССР. На переднем плане экскурсовод Логинова. 1934 г.
История ИстсрИу/иа. М Я (39)/2007
предыдущая страница 29 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст