е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
днзм-ламаизм*. В договоре, дати-
рованном
1
ию ля
1933
года,
О. Б. Будаев именовался художни-
ком-реставратором, который берет
на себя обязательство по выполне-
нию художественных и реставра-
ционных работ по указанию завот-
делом оформления. Срок исполне-
ния договора - 1 января 1934 года9.
Личность Осора Будаева вы-
зывала пристальное внимание со
стороны органов безопасности, о
чем свидетельствую т архивны е
документы. Ему нередко приходи-
лось «ответствовать» перед офици-
альными лицами, и музей посто-
янно снабжал его необходимыми
справками. Справка, выданная
М И Р и датированная 25 мая 1933
года, гласит:
« М И РА А Н С С С Р в б. Казан-
ском соборе настоящим удостове-
ряет, что гражданин О. Б. Будаев
работает в музее по оформлению
буддийских и ламаистских выста-
вок и его работа, как одного из луч-
ших специалистов в ламаистской
живописи, совершенно необходи-
ма для оборудования антирелиги-
озных выставок.
В настоящ ее время в М узее
проводится строительство новой
выставки “Контрреволю ционная
роль ламаизма в эпоху пролетарс-
кой революции”, которое находит-
ся в полном разгаре и потому изъя-
тие из числа оформителей лучше-
го специалиста т. Будаева было бы
для М И Р незаменимой потерей»10.
Подобная справка потребова-
лась и для помощ ника Будаева
Лы клы нова. В ней указывалось,
что «гр. Лыкдынов работает в ка-
честве помощ ника музейного ху-
дожника О. Будаева, является спе-
циалистом по оф ормлению буд-
дистских и ламаистских выставок
и работа гр. Лыкдынова, как по-
мощника Будаева, является также
необходимой для устройства вы-
ставки антирелигиозного значе-
ния к предстоящей антипасхаль-
ной кампании»".
Летом 1933 года О. Будаев от-
правился в экспедицию с целью
сбора экспонатов для музея. В
справке от 5 июля 1933 года гово-
рится, что она «выдана М узеем
истории религии А Н С С С Р ху-
дожнику-реставратору Осору Бу-
даевичу Будаеву в том, что он ра-
ботает в Музее и в настоящее вре-
мя находится в отпуску с 1 июля
по 1 сентября 1933 г., что и удосто-
веряется»12. Одновременно Буда-
еву было выдано удостоверение,
датированное также 5 июля.
« У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е
Выдано Будаеву О. Б. в том, что
ему поручается приобретение в
пределах
Бурято-М он гол ьской
А С С Р предметов буддиско-лама-
истского культа, которые необхо-
димы музею для выставления в
отделе “Буддизм-ламаизм”. Музей
Истории Религии А Н С С С Р про-
сит Советские и общ ественные
организации Республики оказать
гр. Будаеву О. Б. возможное содей-
ствие в порученной ему Музеем
работе»13.
О пути своего следования в
период экспедиции О. Б. Будаев
извещ ал дирекцию М И Р теле-
граммами. В личном деле Будаева
сохранился текст одной из них:
«Из Ленинграда выехал 13 июля и
прибыл в Верхнеудинск 24 июля.
Сегодня, 26 июля, нахож усь на
пути к Гусиноозерскому дацану.
Цам будет там 31 июля, оттуда по-
еду в Агинский дацан»14.
Из первой собирательской эк-
спедиции О. Б. Будаев привез бо-
лее 70 предметов (46 инвентарных
номеров). М узейную коллекцию
пополнили танки с изображением
значимых персонажей буддийско-
го пантеона, ритуальные музыкаль-
ные инструменты (тарелки, трубы.
Скульптура Будда Шакья-муни.
М еталл, литье, чеканка. ГМ ИР
раковины), жертвенные чашечки,
доски для изготовления ритуаль-
ного печенья со специальными ус-
ловны ми обозначениями, чтобы
можно было подобрать пару, фор-
ма для отливки скульптурны х
изображений и незаконченное рез-
ное деревянное изображение ман-
лалы, на котором видны наметки
растительного орнамента, сделан-
ные карандашом. В составе этой
коллекции под номером 35 значит-
ся резная доска (1 м 50 см х 1 м).
На одной стороне доски нанесено
резное изображение «колеса жиз-
ни», предназначенное для печати
оттисков на ткани или на бумаге.
На другой стороне доски черной
краской написано: «г. Ленинград
А Н С С С Р, пл. Плеханова бывший
Казанский собор, Музей истории
религии. Упол.(номоченный) му-
зея. Отправитель Будаев, ст. Мо-
гойтуй Заб. ж. д.». Слова: «Упол.
музея. Отправитель Будаев* и на-
звание станции зачеркнуты черной
краской. Согласно записи в коллек-
ционной описи, изображение «ко-
леса жизни» на этой доске было
«рисовано и резано Будаевым в
Агинском дацане». Первоначально
считалось, что эту работу О. Б. Бу-
даев мог выполнить во время сво-
ей первой командировки в 1933
году. О днако при размещении в
новом помещении коллекции та-
нок и ксилографий фонда «Рели-
гии Востока* наше внимание при-
влек оттиск с сю жетом «колесо
жизни», выполненный на плотной
ткани. Надпись на оборотной сто-
роне гласила: « Москва, центр, Сре-
тенка, 10. Ц С С В Б Олещуку*. О б-
ратный адрес: «Верхнеудинск, О б-
ком В К П (б ), В. Мащ енко». При
внимательном изучении деталей
сюжета оказалось, что среди тра-
диционных символов Индии, Ти-
бета, Китая, М онголии введены
символы
России: изображение
избы с сидящей на пороге женщи-
ной с ребенком на руках, фабрич-
ной трубы с ф лагом, муж иков,
идущих за плугом, самолета и па-
ровоза. Все отдельные изображе-
ния имеют подписи на тибетском
языке. О ттиск не был раскрашен.
Резные изображения на доске и
оттиске, размеры доски и оттиска
полностью совпали. Таким обра-
зом, удалось установить, что в му-
зее хранится доска с резным изоб-
ражением «колеса жизни», кото-
Исто/шя Пете(ібур/а. М 5 (39)/2007
=
предыдущая страница 33 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст