9-1ех
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
РУЮ Осор Будаев выполнил по за-
казу Агвана Доржиева в 1925 году
п которую сам послал (спасал?) в
музей во время первой поездки в
Бурятию.
_
Коллекция, собранная О. Ь. Ьу-
тасвым, была высоко оценена дирек-
цией МИР. В отчете о работе музея
за 1933 год говорилось: «Наиболь-
шую ценность представляет ламаис-
тская коллекция, собранная двумя
работниками Музея (Будаев и Лык-
дынов) в Бурято-Монголии. В нее
входят разнообразные предметы
буддийско-ламаистского культа из
дацанов и хурулов, закрытых в на-
стоящее время. Музеем проводит-
ся их классификация и подробное
описание*15.
В 1934 году состоялась вторая
экспедиция о . Б. Будаева в Буря-
тию. Как и первая, она продолжа-
лась почти три месяца. В М И Р по-
ступило около 50 предметов: скуль-
птура из глины и металла, танки,
одеяния, глиняные штампованные
изображения, магические жезлы.
Наконечник для одного из жезлов
выполнен самим Будаевым и пред-
ставляет собой прекрасный образец
искусной резьбы по дереву. Особое
место в коллекции занимает скуль-
птура Будды Ш акьямуни из жел-
того металлического сплава с орна-
ментальными деталями из серебра.
Высота скульптуры 36 см.
Будаев
много
работал
над
оформлением экспозиции. У м е-
лый худож ник-реставратор, он
подготовил
к экспонированию
многоф игурную
композицию
«Буддийский рай», установленную
в западной части собора. Она за-
нимала центральное место отдела
«Буддизм - ламаизм*. Эта компо-
зиция была выполнена по заказу
князя Э. Э. Ухтом ского при по-
средничестве Агвана Дорж иева
мастерами Гегетуевского и Гусино-
озерского дацанов в начале X X
века и приобретена императором
Николаем II для Русского музея
императора Александра III.
Впервые эта композиция была
выставлена в Музее истории рели-
гии в 1933-1934 годах. Справа от
нее располагался стенд «Буддийс-
кий
пантеон»,
худож ественно
оформленный также под руковод-
ством Будаева. Слева от нее — экс-
позиция «Буддийская церковь* с
оригинальной картиной - трипти-
хом О. Б. Будаева «Взыскание цер-
История Петербурга. М
5
(ЗИ)/200/
Доска-клише. Худ. О. Будаев. 1925 г. Бурятия.
А е р е в о . р е зь б а . ГМИР. Ф ото Т. И. Вишняковой
ковны х податей*. Картина была
вы полнена Будаевы м по заказу
М И Р специально для выставки.
О на заслуж ила вы сокие оценки
специалистов, окрашенные веяни-
ем времени, в которое она была
создана: «Эти картины (три части
гриптиха), написанные с большим
мастерством, сочетают в себе пре-
красную технику, прозрачность и
тонкость красок, наивную стили-
зацию и предельный реализм. И
сквозь всю красоту отдельных под-
робностей, сквозь воздушные блед-
ные тона ярко выступает неприми-
римая ненависть автора-художни-
ка к церковному гнету, который до
самой революции тяготел над Бу-
рято-Монголией. Динамика совет-
ской
револю ции
превратила
скромного иконописца-богомаза,
служившего церкви своим старо-
модным искусством, в крупного
худож ника, который применяет
технику, созданную столетиями, на
борьбу с классовым угнетением и
церковным бытом. Художника Бу-
даева надо по праву считать пио-
нером нового советского бурятско-
го искусства*. Так писал о карти-
не-триптихе Будаева директор
М И Р В. Г. Богораз-Тан в статье
«Новые безбожные пути церков-
ного бурятского искусства*16.
Интересно и мнение Л. А. Мер-
варт (известного индолога-этног-
рафа, много занимавшегося изуче-
нием буддизма), работавшей в
М И Р в середине 1930-х годов. В
своей заметке она писала: «Карти-
на занимает нишу рядом с буддий-
ским раем. Вверху - буддийский
патриарх высокого ранга, внизу -
триптих, изображающий получе-
ние средств к роскоши и обнища-
ние населения.
Средняя часть триптиха - при-
емка налогов в монастырь, справа -
выколачивание недоимок, а сле-
ва - изображение судьбы недо-
имщиков. Картина эта создана по
заданию М узея ламаистским ху-
дож ником
О сором
Будаевы м.
М узей истории религии сделал
тут очень большое дело для ламаи-
стского иконописного искусства.
Он первый указал ему новые пути
его развития, дал ему новую тема-
тику. Так же, как в творчестве Па-
леха, чувствуется еще канонизиро-
ванное мастерство иконописного
письма, так и в этой первой совет-
ской работе буддистского иконо-
писца выявляется еще религиозная
школа художника; еще ламы; при-
емщ ики скота стали хороводом,
наподобие ангелов картин Ф ра
Анжелико. Еще удивительные си-
ние и фиолетовые тона степной
дали затягивают умиротворяющей
дымкой умираю щ их колодников,
но собаки, которые рвут труп уже
умершего, рвут II эту дымку; бичи,
полосующ ие спину недоимщика,
отнимают ангельский характер у
хороводов
лам.
Свойственная
иконописи точность и выработан-
ность каждой линии, каждого маз-
ка, придает особую силу и убеди-
тельность этой первой светской и
притом советской картине Будае-
ва. Пожелаем ему успеха в даль-
предыдущая страница 34 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст