ш
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
нейшем использовании веками на-
житого ламайского, иконописного,
миниатюрного искусства для обо-
гащения советской ж ивописи*17.
В отделе «Буддизм-ламаизм*
была такж е представлена икона
Будаева «Сансарын хурдэ*, кото-
рую С. Ц ы бы ктарова ош ибочно
принимала за одну из копий его же
работы, написанной им в 1925 году.
На той картине в секторе мира лю-
дей помимо традиционно изобра-
жаемых буддийских стран - И н -
дии, Китая, Тибета, М онголии -
О. Б. Будаев ввел Россию, которую
символизировали деревянная изба
с сидящей на ее пороге русской жен-
щиной с ребенком на руках, фаб-
ричная труба с красным флагом и
паровоз; название страны было
выполнено на тибетском язы ке1*.
На самом деле это другая (ориги-
нальная) работа О. Б. Будаева, вы-
полненная им по специальному за-
казу М И Р . Здесь тоже помимо
обы чны х
буддийских
сюжетов
имеются
изображения
русской
избы и паровоза, но отсутствует
женщина, сидящая на пороге избы
с ребенком на руках, и красное зна-
мя на заводской трубе, а также над-
пись «Россия» на тибетском языке.
О. Б. Будаев и его помощники
создали еще несколько картин на
шелке. Согласно архивным доку-
ментам, группой бурятских х у -
дож ников была закончена копия
с картины монгольского автора на
О писк с доски-клише. Ткань, к р аска. ГМИР. Фото Т. И. Вишняковой
3 4
История Петербурга. М 5 (39)/2007
шелке «Освящение человеческой
кровью военного знамени в Мон-
голии*19.
В планах музея на 1935 год
было заявлено участие сотрудни-
ков М И Р в комплексной экспеди-
ции А Н С С С Р в Бурято-М онго-
лию. В приложении к плану указа-
но, что « М И Р намечает [к участию
в экспедиции! следующих, предус-
мотренных сметой лиц:
1. н. с. 1-го разряда Г. О. Мон-
зелер, работающий в качестве за-
вотд. нехристианских религий.
2. Монзелер с 1924 г. по 1931 г.
был зав. отд. Д. В. буддизма М А Э А11.
3. В 1926 г. был командирован
в Китай.
4. 1930 г. участвовал в археог-
раф о-этнографической экспеди-
ции по изучению монастырей Бу-
рято-М онголии.
5. 1931 г. был в экспедиции по
изучению корейского населения
Художник М И Ра Осор Будае-
вич Будаев, бурят по национально-
сти, известен по всей Бурято-Мон-
голии в качестве знатока буддийс-
кого искусства и в качестве худож-
ника, получившего художествен-
ную вы учку в М онголии у мон-
гольских и китайских мастеров и
переключившегося с традицион-
ной религиозной тематики на со-
временную советскую*20.
Однако поездка не состоялась,
так как смета была сокращена.
Музей рассматривал «писание
работ художника О. Будаева, пред-
ставляю щ их громадный интерес
как своеобразный момент в разви-
тии советского монгольского ис-
кусства*21. По просьбе директора
М И Р В. Г. Богораз-Тана Музей ан-
тропологии и этнографии предос-
тавил несколько рисунков религи-
озного содержания для копирова-
ния. О. Б. Будаев выполнил, в час-
тности,
акварельную
копию с
джайнской миниатюры22.
Уж е после Великой Отече-
ственной войны в М И Р поступи-
ли коллекции Центрального анти-
религиозного
музея
(далее
-
Ц АМ ). Так в М И Р попали работы
О. Б. Будаева, выполненные им в
свое время по заказу ЦАМ а. Одна-
ко когда эти работы были заказа-
ны, определить пока не удается.
Согласно документам, они были
привезены (из Бурятии?) и пере-
даны в Ц А М сотрудником этого
музея Н. А. Пупышевым в самом
предыдущая страница 35 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст