и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
Уникальный
напрестольный
крест
иЗ коллещт і
ТйуЗея истории религии
Г. А. Ченская
3 6
убийства 1 марта 1881 года, кото-
рый экспонируется в Государ-
ственном музее истории религии.
Крест освящен в марте 1886
года на крестопоклонной неделе
Великого поста, о чем свидетель-
ствует текст на нижней стороне
подставки, на которой укреплен
крест. 1886 год - это пятилетняя
годовщина трагических событий. В
том же году исполнялось 25 лет со
дня освобож дения крестьян от
крепостной зависимости. Дата,
которая, казалось бы, должна была
быть чем-то ознаменована. Но, по
свидетельству современника - ге-
нерала М. Н. Епанчина, директора
Пажеского корпуса, за несколько
месяцев до 19 февраля, дня подпи-
сания манифеста, последовало вы-
сочайшее повеление не отмечать
этот день, видимо, из опасений ан-
типравительственных выступле-
ний1. При этом пресса сообщала о
повсеместных панихидах по по-
чившему императору и о том, что
в тот же день Россия благодарно
вспоминала о величайшем из дея-
ний императора.
О писы ваемы й восьмиконеч-
ный крест укреплен на ступенчатой
подставке в форме пирамиды, сим-
волизирующей Голгофу. На лице-
вой стороне креста - распятие с
традиционными изображениями:
Бог-Саваоф, слетающие к Христу
ангелы, трость, копье и начальные
слова молитвы кресту. Вокруг рас-
пятия и на оборотной стороне кре-
ста сцены и персонажи Ветхого и
Н ового Заветов. На оборотной
стороне в нижнем средокрестнн
изображен покойный император в
мундире Преображенского полка.
Сразу после кончины был сде-
лан снимок Александра на смерт-
ном одре, а позднее худож нику
Константину М аковском у было
поручено нарисовать императора.
Это полотно хранится в Третья-
ковской галерее. Кроме того, такая
Напрестольный крест-распятие
с
изображением Александра II и
сцены его убийства 1
марта 1881
г.
Санкт-Петербург. 1886 г. Дерево
масло. Оборотная сторона. ГМИР.
Фото Т. И. Вишняковой
же картина имеется в фондах Пе-
тербургского
музея
городской
скульптуры. Известно, что К. Ма-
ковский делал повторения своих
работ для вельможных заказчиков.
Одно такое повторение было вы-
полнено для княгини Екатерины
Михайловны Юрьевской, моргана-
тической жены Александра, и на-
ходилось в домовой церкви ее
особняка на Гагаринской улице. 3.
Не вызывает сомнения, что оба
этих полотна послужили протогра-
фом для образа императора на кре-
сте из ГМ ИР. Изображения на кре-
сте и на картине почти идентичны,
с той лишь разницей, что на рабо-
тах К. Маковского император раз-
вернут головой вправо, а на кресте
влево. Под изображением нмпера-
Напрестольный крест-распятие с
изображением Александра II
и
сцены его убийства 1
марта 1881
г.
Санкт-Петербург. 1886 г. Авре во.
масло. Лицевая сторона. ГМИР.
Фото Т. И. Вишняковой
^ М гц е р к о в н о й традиции крест
п ф
ищется как символ страдания,
смерти и воскресения Христа, как
знак спасения и надежды. При мно-
жестве разнообразных типов кре-
ста символический смысл, зало-
женный в этом знаке, реализуется
представленными на нем сюжета-
ми. Регламентация изобразитель-
ных приемов, место креста в сис-
теме православного учения и куль-
та предполагают только религиоз-
ные сюжеты. Поэтому настоящими
раритетами
являю тся
кресты,
вклю чаю щ ие изображения или
тексты светской тематики, что де-
лает их интереснейшими памятни-
ками истории. Таков уникальный
напрестольный крест с изображе-
нием Александра II и сцены его
Нспнушм Петербург
*. .V э
(39)/200?
предыдущая страница 37 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст