и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
тора представлена сцена взрыва на
Екатерининском канале. Эта зари-
совка публиковалась в старых из-
даниях и перепечатывалась в изда-
ниях после 1917 года. Она сделана
с левого берега канала, если с мот-
реть от Казанского собора. Сущ е-
ствует мнение о том. что крест вы-
полнен из обломков кареты, в ко-
торой ехал царь.
Что касается сюжетов, то они
не случайны, в их подборе нет ней-
тральных или немотивированных.
В официальной прессе того време-
ни, в личны х воспом инаниях и
дневниках современников уб и й -
ство представлялось в агиографи-
ческих терминах: смерть царя была
не просто «убийством», а «убиени-
ем*. Историк С. С. Татищев в тру-
де, посвященном Александру II и
его времени, называл императора
«Добрым пастырем», который по
слову Христа «душу свою полага-
ется за овцы »2. П осле кончины
Александра II тотчас же отожде-
ствили с м учеником. К образу
царя-освободителя (отмена крепо-
стного права) прибавился образ
царя-мученика, царя-страдальца -
«П орф ироносны й
страдалец*.
«Московские ведомости* писали:
«...его жизнь и самая смерть были
искупительной жертвой за Р у с -
ский народ, за Россию, ее величие
и призвание. О н пал, сраженный
коварством врагов своей страны»3.
Отсюда одна главная тема сюже-
тов креста - тема невинной жерт-
вы. Прежде всего это невинно уби-
енный царевич Дмитрий. Его изоб-
ражение помещено на лицевой сто-
роне креста над распятым Христом.
Затем - Авель, который в Еванге-
лии от Матфея и в Послании к ев-
реям апостола Павла именуется
«праведником», а у отцов церкви -
первым мучеником. Восприняв на-
сильственную смерть, он тем са-
мым
предызобразия
Христа.
Созвучны этой теме и некото-
рые другие сюжеты, представлен-
ные на кресте: Авраам приносит в
жертву Исаака; вход в Иерусалим,
который трактуется как шествие
для крестной смерти: крещение -
благословение для вы полнения
жертвенной миссии.
Крест посвящен трагическим
событиям, но в подтексте сюжетов
звучит тема Воскресения. На обо-
ротной стороне креста сюжет «Ви-
дение Иакова». В конце лестницы,
которую видит Иаков, стоит Гос-
подь, которы й говорит о своем
благоволении к нему: «.
..я с тобою
и
сохраню
тебя везде, куда ты ни
пойдешь, и
возвращ у
тебя в сию
землю* (Б ы т 28.15). К моменту
создания и освящения креста уже
три года как был заложен и возво-
дился собор на месте гибели импе-
ратора, которому дали имя Вос-
кресения Христова.
Несколько сюжетов и персона-
жей могут быть связаны с личнос-
тью и правлением Александра И.
При нем произошли такие значи-
мые события, как возведение хра-
ма Христа Спасителя в М оскве и
И саакиевского собора в С анкт-
Петербурге. Тема возведения хра-
ма, жертвенника, иллюстрируется
на кресте несколькими сюжетами.
Это - жертвоприношение Ноя, ко-
торый, выйдя из ковчега, воздвиг
алтарь и принес жертву Богу (за-
метим аналогию: семья Ноя состо-
яла из восьми человек; семья Алек-
сандра - тоже из восьми: он сам,
Мария Александровна и дети Алек-
сандр, Владимир. Алексей, Сергей,
Павел, Мария, исключая скончав-
ш ихся Н иколая и Александру).
Царь Соломон приносит жертву у
построенного им храма, который
завещал ему отец - царь Давид.
Представлены в клеймах креста
царь Давид, который устроил и
упрочил внутреннее управление
страной, восстановил суд, Моисей
- мудрейший законодатель. «М ос-
ковские ведомости» представляли
Александра Моисеем: «В бозе по-
чивший Государь был призван об-
новить ж изнь предводимого им
народа и извести его из египетско-
го плена*. Здесь можно провести
аналогию с многочисленными де-
яниями царя-реформатора: судеб-
ная реформа, реформа воинской
повинности, финансовая реформа,
новшества в системе образования.
Его время было богато и важней-
шими внешне-политическими со-
бытиями. Может быть, именно по-
этому на кресте представлен Иисус
Навин? О пы тны й и умудренный
военачальник, преемник Моисея.
С о своей армией, значительно ус-
тупавшей армии хананеян, он раз-
рушил Иерихон, который считал-
ся неприступной крепостью, охра-
няемой стенами с боиннцами и
волной преградой - рекой Иордан.
Возможно, это соотносится с собы-
ти ям и русско-турецкой
войны
1877-1878 годов. Осада и взятие
П левны сравнивались с осадой
Иерихона. В июне 1877 года рус-
ская армия (так же, как армия
Иисуса Навина через Иордан) пе-
реправилась через Дунай и начала
осаду Плевны, которую охранял
сильный турецкий гарнизон. О са-
да длилась несколько месяцев,
Плевна пала в ноябре того же года.
П рямо над изображением А л ек-
сандра II представлен М елхиси-
дек - царь Салнмский, первосвя-
щ енник Бога. Царь, который за
любовь к правде получил прозва-
ние «праведного царя*.
Неоднократно подчеркнутое
обращ ение к библейским м оти-
вам, несомненно, было призвано
представить смысл цареубийства:
земной царь, посланный небесным,
чтобы освободить Россию, так же,
как Христос, был предан и казнен.
Царь-мученик официально не
был канонизирован. Но в печати
того времени сразу после его кон-
чины проскальзывали размышле-
ния и высказывания об этом. Епис-
коп Томский в брошюре об Алек-
сандре II как покровителе право-
славной церкви и духовенства го-
ворил: «Нам.
.. остается заключить
свои воспоминания молитвой к
Господу: да упокоит О н нашего
благодетеля, царя-мученика в не-
драх Авраама, Исаака и Иакова и
сопричтет его к лику наших свя-
тых ратоборцев за веру и правду,
святых князей - Владимира, Алек-
сандра Невского, Михаила Черни-
говского, М ихаила Тверского и
прочих Святых своих*3.
Крест несет в себе больш ой
объем информации. При строгом
соблюдении общей канонической
структуры он полемичен, но неза-
висимо от предложенной трактов-
ки сюжетов этот памятник, несом-
ненно, является одним из рарите-
тов коллекции Музея истории ре-
лигии.
1
Епанчии М. Н. На службе трех им-
ператоров. М., 1996. С. 193.
1
Татищев С. С. Император Алек-
сандр И, его жизнь и царствование. СПб.,
1903. Т. 1. С. 662.
1 Моек, ведомости. 1881. 4 марта.
* Сырцов И. Император Александр
Николаевич И как покровитель и благо-
детель православной церкви и духовен-
ства. Тобольск. 1882. С. 22.
История Петербурга.
. V 5
(39)/2007
предыдущая страница 38 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст