з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
Ъюст
Агва X
нЗ собрания & M M (P
И. X. Черняк
3 8
р
Собрание западного искусства
П Д до/рственного музея истории
религии содерж ит значительную
коллекцию произведении италь-
янской ж ивописи, скульптуры и
графики Х 1 У -Х 1 Х веков1. Замет-
ное место в ней занимаю т творе-
ния мастеров эпохи Возрождения2.
Примечательно, что многие годы
музей помещался в здании Казанс-
кого собора, который по приказу
Павла I был построен по образцу
римского собора Святого Петра (в
то время еще не было осознано сти-
листическое различие между ренес-
сансной и барочной архитектурой).
Помимо этого, северный портал со-
бора А. Н. Воронихин украсил ко-
пией знаменитого творения Лорен-
цо Гиберти - Райских дверей Ф ло-
рентийского баптистерия. Она была
отлита В. П. Еккмовым по ти со во -
му слепку флорентийского оригина-
ла,
подаренному
в
1774
году
Н . А. Демидовы м Петербургской
Академии художеств, хранящемуся
там и поныне.
И сейчас два возможных пути
в музей от Н евско го проспекта
проходят мимо сооружений, в об-
лике
которы х
прослеж ивается
влияние искусства Возрождения.
Если идти по Больш ой М орской
улице, то проходишь мимо фасада
Русского торгово- промы шлеи ного
банка, рустованного на манер фло-
рентийских дворцов X V века, по-
строенного в
1910-1915 годах
М . М . Перетятковнчем. Затем на
пути следования по обе стороны
Исаакневской площади расположе-
ны два дома Министерства государ-
ственных имуществ, построенные в
1847-1853 годах Н. Е. Ефимовым,
использовавшим при оформлении
их фасадов приемы, заимствован-
ные у мастеров итальянской архи-
тектуры Х У - Х У 1 веков. Пройдя
Исаакневскую площадь, сразу за
зданием германского посольства,
оказываешься у двух зданий, по-
строенны х О гю стом М онф ерра-
ном. Оба первоначально принадле-
Бюст папы Льва X. Неизвестный
скульптор XIX в. Мрамор. ГМИР.
Фото Т. И. Вишняковой
ж али П. Н. Д емидову, но затем
меняли владельцев. Первое (Боль-
шая Морская, 43) построено с ис-
пользованием характерной для ар-
хитектуры итальянского Ренессан-
са поэтажной ордерной обработки.
Первый этаж украшают барочные
кариатиды и атланты, а над балко-
ном в центре фасада изображены
крылатые фигуры, несущие картуш
с гербом. И х автором был известный
скульптор 1840-1850 годов Т. Жак.
Первоначально щит был украшен
гербом хозяина. Позднее, когда в
здании расположилось итальянское
посольство, на щит был помещен герб
итальянского королевства с изобра-
жением савойского креста, сохра-
нившегося и поныне.
Следующее здание, в котором
ныне помещается Дом композито-
ра, бы ло построено в 1835-1840
годах. В его декоре тоже прослежи-
ваются мотивы итальянской архи-
тектуры эпохи Возрож дения, но
для нас важнее три рельефа, поме-
щенные в аттике трехэтажного кор-
пуса. На них - сцены из жизни трех
великих мастеров итальянского
Ренессанса,
сим волизирую щ ие
признание государями первенства
их
гениальности:
«П рощ ание
Ф ранц иска I с умираю щ им Лео-
нардо да Винчи», «Микеланджело
представляет проект собора С вя-
того Петра папе Павлу III» и «Им-
ператор Карл V подает Тициану
оброненную кисть». Дойдя до угла
Большой М орской и Почтамтско-
го переулка, мы оказываемся у М у-
зея истории религии. Другой путь,
по Малой Морской улице, начина-
ется от дома Вавельберга, именуе-
мого в петербургской обиходной
речи «Аэрофлот», построенного в
1911-1912 годах М . М . Перетятко-
вичем. Фасад, обращенный в сто-
рону Н евского проспекта, имеет
сходство с венецианским Дворцом
дожей. А боковые фасады, выходя-
щие на Малую Морскую улицу, ре-
шены с использованием элементов
ф лорентийской архитектуры X V
века. П ри этом один из них укра-
шен декоративными щитами, и на
каждом - три шара, что является
несколько видоизмененны м гер-
бом семейства Медичи. Собствен-
но, на медичейском гербе, как пра-
вило, полагается изображать шесть
шаров, но в данном случае это сво-
еобразный намек на источник за-
им ствования. Д ля наш его пове-
ствования важно, что меднчейс-
кие шары были использованы и на
папских гербах четырех понтифи-
ков. принадлежавших к различным
ветвям этого рода: Льва X , К ли-
мента VII, Пия IV и Льва X I. Пе-
рейдя И саакневскую площ адь и
продолжая путь по Почтамтской
улице, проходим мимо дома
3.
имеющего сходство с флорентий-
ским палаццо Строцци. Напротив
него недавно появилось уродливое
здание гостиницы «Renaissance».
По злой иронии название это. увы.
созвучно нашей теме. И. наконец,
дойдя до Почтамтского переулка,
мы оказываемся перед аркой, со-
единяю щ ей здание П очтам та с
М узеем истории религии. Архи-
Игпнцшя llcrwfxiyfva.
. V
5 (39)/2007
предыдущая страница 39 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст