=
Истории Петербурга.
Л» 5
(39)/2007
3 и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
тектурное решение, при котором
улица проходит под соединитель-
ной галереей, бы ло применено
Джорджо Вазари при постройке
здания Уффици во Ф лоренции3.
Помимо работ мастеров Воз-
рождения, в собрании музея есть
памятники, связанные с ренессан-
сной культурой. Один из таких эк-
спонатов, выставленных в разделе
«Церковь и эпоха Возрождения* в
экспозиции Г М И Р , посвящ енной
истории католицизма, - мрамор-
ный бюст паны Льва X 4, выполнен-
ный неизвестны м итальянским
скульптором X IX века'.
Копийный характер бюста зат-
рудняет определение авторства.
Единственным бесспорным и легко
устанавливаемым фактом являет-
ся то, что эта скульптура представ-
ляет собой фрагментарную копию
статуи Льва X, украш аю щ ей его
надгробие в церкви Санта-М ария-
Сопра-Мииерваг' в Риме. Бюст точ-
но повторяет положение головы и
черты лица папы, орнамент на тиаре
и рисунок шитья по краю капы. Ав-
тор оригинала - довольно извест-
ный флорентийский мастер Рафа-
эль да Монтелуио (1504-1566)7.
Отцом Рафаэля был также из-
вестный ф лорентийский скульп-
тор Баччо да М онтелупо (1469—
1535), у которого он прошел пер-
воначальное обучение и продол-
жил его в боттеге ювелира М ике-
ланджело Вивиани во Флоренции,
а затем, недолго проработав в 1521
году в Карраре, поступил в 1523
году в римскую мастерскую Лорен-
цо ди Лудовико Лотти, более из-
вестного как Лоренцетто и хорошо
нам
знакомого
по
скульптуре
4Мертвый мальчик на дельфине*
в Эрмитаже. Во время пребывания
в ней он принимал участие в осу-
ществлении различных заказов,
включая надгробия поэта Бернар-
дино Капелла в церкви Сан Сте-
фано Ротондо и Рафаэля Санти в
Пантеоне, а также статуи пророка
Илии в капелле Киджи, в церкви
Санта Мариа дель Пополо. Види-
мо, благодаря Лоренцетто Рафаэль
попал в круг друзей Рафаэля Сан-
ти и приобрел поддержку таких
людей, как датарий (начальник
папской канцелярии) Бальдассаре
Турции и архитектор Антонио да
Сангалло Младший. Под их влия-
нием он занялся изучением памят-
ников античного искусства, создав
серию не дошедших до нас рисун-
ков. Разгром Рима войсками им-
ператора Карла V в 1527 году, по-
лучивш ий название Sacco di Roma
(разграбление Рима), положил ко-
нец периоду ученичества и заста-
вші Рафаэля бежать. Первым боль-
ш им заказом Рафаэля да М онте-
лупо было участие в создании мра-
морных украшений для Santa Casa
(дом а Девы
М ар и и ) в Л орето
(1530-1533), исполненных по про-
екту Андреа Сансовино. Руковод-
ство работами осуществлял Анто-
нио да Сангалло Старш ий. Рафа-
эль вы сек рельеф 4 П оклонение
волхвов», левую часть 4Рождения
Богоматери», 4Встречу М арии и
Елизаветы » и несколько ф игур
путти. В 1533-1534 годах М и ке-
ланджело привлек его к выполне-
нию статуи св. Дамиана для Капел-
лы Медичи в церкви Сан-Лоренцо
во Флоренции.
Вскоре Рафаэль да Монтелупо
был приглашен к участию в созда-
нии надгробья Льва X. Тому пред-
шествовали довольно запутанные
события. Незадолго до своей смер-
ти в конце 1534 года Климент VII
поручил флорентийскому скульп-
тору Баччо Бандинелли сделать
модель своего надгробия, а также
Льва X, приходившегося ему дво-
юродным братом. Н о в 1536 году
архитектурная часть проекта был
передана А н то н и о да Сангалло
Младшему, с сохранением за Бач-
чо только статуй и рельефов. Не-
смотря на разногласия, возникшие
между кардиналам и-душеприказ-
чиками, он представил четыре ста-
туи апостолов и шесть повествова-
тельны х рельефов, но, получив
выгодный заказ от герцога Козми-
мо I М едичи, оставил изображе-
ния Меднчейских пап незакончен-
ными, и они были исполнены меж-
Надгробие папы Льва X. Рафаэль да Монтелупо.
Рим. Церковь Санта-Мариа-Сопра-Минерва
предыдущая страница 40 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст