з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
ду 1541-1542 годами другими
скульпторами. Ф игуру Льва X из-
ваял Рафаэль да Монтелупо, а Кли-
мента VII - Джованни (Нанин) ди
Баччо Билжи (ум. 1568).
Архитектура надгробия соот-
ветствовала художественным вку-
сам середины X V I века. В то время
ушел в прошлое тип пристенного
памятника, в котором традицион-
ное изображение усопшего, лежав-
шего на крышке гроба, обрамляли
античные пилястры и арка, внутри
которой размещался медальон с
образом М адонны с младенцем.
Классическим образцом такого
решения является флорентийское
надгробие кардинала португальс-
кого, исполненное Бернардо Рос-
селино (1461-1466) в церкви Сан-
Миньято-аль-Монте, а также над-
гробие Карло Марсупини работы
Дезндерио да Сантиньяно (1455—
1478) в Санта-Кроче. Н о уже в
1497 году Антонио Полайоло од-
новременно поместил на гробнице
Иннокентия VIII в римском собо-
ре Святого Петра две фигуры пон-
тифика - восседающего на троне и
благословляющего, в одном случае,
и лежащего на гробе - в другом.
Тин папского надгробия с фигурой
сидящего понтифика позднее ста-
нут развивать Лоренцо Бернини и
Антонио Канова. Фигура сидяще-
го Льва X восходит к трактовке
Полайоло. С другой стороны, ощу-
щается и влияние микеланджелов-
ской Капеллы Медичи с ее трехча-
стным делением памятника, где
пилястры (в нашем случае колон-
ны) выделяют центральную нишу,
в которой помещена сидящая фи-
гура усопшего, притом боковые
оставлены пустыми. На том над-
гробии также три ниши, но боко-
вые ниже центральной, и в них по-
мешены фигуры.
Между 1542 и 1545 годами для
надгробия Ю лия II Микеландже-
ло в римской церкви Сан-Пьетро-
ин-Винколн Рафаэль создал статуи
Мадонны с младенцем, пророка и
сивиллы и, возможно, Лии и Ра-
хили.
В те годы Рафаэль работал как
архитектор в замке Св. ангела, где
построил покои папы Павла III, а в
1544 году исполнил огромную ста-
тую архангела Михаила для верши-
ны замка Святого ангела, заменив-
шую утерянную во время Sacco di
Roma и простоявшую до 1753 года.
В последующие годы он работал
в Больсене и Орвието, где, по сло-
вам Дж. Вазари, «стал жить скорее
как философ, чем как скульптор.
..
возлюбив спокойную жизнь»8.
Чем же мог быть вызван заказ в
X IX веке бюста папы, понтификат
которого был удален от того време-
ни на три столетия? Едва ли он был
предназначен для какого-либо слу-
жебного помещения. Чиновники во
все времена предпочитают укра-
шать кабинеты изображениями
своего современного начальства.
Видимо, заказчиком был любитель
искусств, который вслед за Вольте-
ром рассматривал век Льва X как
одну из величайших эпох в исто-
рии культуры, наравне со времена-
ми Перикла, Августа, Лоренцо Ве-
ликолепного и Лю довика XIV.
«Имя Льва X, - писал Вольтер. -
прославлено благодаря его уму, при-
ятным нравам, великим людям ис-
кусства, увековечившим его век, и
благодаря тому великому потрясе-
нию, которое при нем разделило
Церковь*9. Эта точка зрения полу-
чила широкое распространение бла-
годаря работам английского исто-
рика Уильяма Роско (1753-1831)
«Ж изнь Лоренцо Медичи» (1795)
и «Ж изнь и понтификат Льва X»
(1805). Об их популярности гово-
рит то обстоятельство, что, несмот-
ря на постоянные войны с Англией
и Континентальную блокаду, обе его
книги были переведены и изданы во
Франции в 1799, 1808 годах, а поз-
же неоднократно переиздавались.
Возможно, что описание надгробия
Льва X, приводимое У. Роско, и оп-
ределило иконографический про-
тотип, избранный заказчиком бюс-
та, хранящегося в М И Р 10.
анова
художников в собрании Музея истории религии и атеизма / Сост. В Л. Андри
атеизма V П™ ™ 2™ Л"
Л
"* И‘
КаРт""ы западноевропейских художников в собрании Музея истории релип.
.....
Г т Т т ^ н ^ Т и ^ с ь ю Н г Т Г Г е Т
Т
ХУД0ЖНИК°В В
С0браНИИ
Р“
и >■
атеизма. С. 40; Рашкова
Г^пЛ.
-
живопись XIV -XIX вв. в собрании Государственного музея истории релипш / / Музей - хранитель памятников
М
= 1 Т
ЬТУРЫ
' Рсл,|п|я и Культурная память человечества. СПб., 1997. С. 36-38; Она же. Эскиз Карло Марат, «Аллегория
.шлосердня и теологическюс добродетелей* из собрания ГМИР в контексте «Иконологии* Чезаре Рина / / Сакральные тексты и
религии. Статья первая / / Труды ГМИР СПб . 2001В ы Г -c T I T « *"“
*■
8 С°браНИИ Государственного музея истории
ни. Статья вторая
ударственного музе
,
г\«мп
,,
^
вопросу об атрибуции картины неизвестного нидерландского художника «Христос и ханаанеянка* из
же Проблемы атпибуп|,,ТаЖ"ЫС
ЧПШ£ памя™
В ф Левинсона-Лессинга. Краткое содержание докладов. СПб., 1994. С. 14-15- Она
Эпм т ж,,^
Р 6У
РоТ‘Т *СвяТаи Ролня* нидерландского художника XVI в. из собрания Музея истории религии //
Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга. Краткое- содержание докладов. СПб . 1997 С П-13 0на же КаотннЫ
т “ p S S b L ' . r f T V r r ' ™
“ :"; 7 ”
*"■“
U
T»«“ ™ ИР СПб.
. 2005. Вып. 5, С. 81 -91 VimZdov.
т з Т т т Т "
Г » 8“, Г * " " г " 0 « *—
х. C S
Государственной.
...............
c n T lM8 C « 'f f l
°
....*
С*.
......
” Р*“ "
1 МИР. СПб. 2001 Вып. I. С. 97-112; О,« же. Картины «жснианс«». >тдо«,гако. а „Лпа
I осу дарствен кого музея истории религии. Статья вторая / / Труды ГМИР. СПб., 2002. Вып. 2 С 180-194 Она же Картины
57 ^ о Х™ “
т НВ к1Г пГ у15 УЗ
Г
Н0П> МУЗСЯ
ИСТОРИИ
РСЛИ™И- Статья Ч*™ / / ТРУДЫ
ГМИР. СПб.
. 2004 Вып. 4
V.. о/
т.
Виноградова
1
. м. к вопросу об
атрибуции
каотины
неигтмтнпт
>шпрпло
1
>Пг^
....................
V_______
История Петгрбур/a. М 5 (39)/2007
предыдущая страница 41 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст