3 и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
'Портрет лапы
П ил X I
работы
В .
К .
фон Лилгарта
в собрании
Р. Т. Ряшкова
/Р уо б р а н и н Государственного
« А а гн с т о р и и религии хранится
портрет папы Пия XI (1922-1939)
работы Эрнеста Карловича фон
Липгарта (1847, Дерпт - 1932, Ле-
нинград). В нижнем правом углу
картины подпись художника (по-
немецки) «Е.
V.
П р Ь а ги и дата
«1923 г.»
(инв. №
Б-1570-Ш .
Холст, масло, 89x71 см). Подлин-
ность подписи и даты не вызывает
сомнении. Картина поступила из
Центрального антирелигиозного
музея в Москве в 1948 году. Ее пре-
дыдущие места нахождения до на-
стоящ его времени вы яснить не
удалось.
Портрет публикуется
впервые и существенно расширяет
наши знания о творчестве и лич-
ности этого поистине незаурядно-
го деятеля русской и петербургс-
кой культуры.
Художник, академик живопи-
си и придворный живописец им -
ператорского дома, историк ис-
кусств, заведую щ ий Картинной
галереей Эрмитажа (1909-1918),
где он работал в 1906-1929 годах,
Э. К. Липгарт был незаслуженно
забыт на протяжении последних
десятилетий, однако ныне его твор-
чество и судьба вновь начинают
вызывать пристальны й интерес
исследователей1.
Э. К. Липгарт воспитывался в
художественной атмосфере дома
своего отца, барона Карла Эдуарда
фон Липгарта, который приобрел
европейскую известность как кол-
лекционер и тонкий знаток ис-
кусств. Достаточно сказать, что он
определил авторство эрмитажной
«Ю дифи* Джорджоне, «Благове-
щения* Леонардо да Винчи из Уф-
фици и других шедевров. По сло-
вам В. Боде, директора Прусских
музеев, он «имел большое влияние
на нашу новейшую историю ис-
кусств, второго такого, равного
Портрет папы Пия XI.
Э.
К. фон Липгарт. Холст.
Масло. ГМИР
ему, не было*2. Имение Ратсхоф
под Дерптом прадеда Э. К. Липгар-
та было подлинной сокровищ ни-
цей искусств и знания. Уже в X V III
веке Ратсхоф был открыт для всех
стремившихся к просвещению. За-
ложенная предком Липгарта кол-
лекция произведений искусства к
середине X IX века стала уникаль-
ным собранием. К. Крюгер, также
известный искусствовед и коллек-
ционер, писал: «В доме Липгартов
вращался круг людей выcoкooiбpa-
зованных. духовно богатых ученых
мужей.
.. О ни образовали “ В о с-
кресную академию”, где рисовали
с большим усердием*3. Ю ный Э р-
нест обнаружил свою одаренность
в рисовании и избрал искусство
делом всей ж изни. Дальнейш ее
художественное образование он
продолжил под руководством отца
в Германии и Италии, куда отпра-
вился в тринадцатилетнем возрас-
те. К. Крюгер писал: «Какое коли-
чество впечатлений вобрал в себя
Эрнест Липгарт! Природа и искус-
ство соединились, чтобы напол-
нить его душу. И каким верным эк-
скурсоводом и советчиком был
рядом с ним его отец. В музеях и
галереях никто, кроме него, не мог
лучше воспринять величие и кра-
соту старых мастеров*’. В Италии
Липгарты находились в 1863-1873
годах. Эрнест продолжил зани-
маться искусствами под руковод-
ством В. Крюгера, Э. Штеклера и
П. Корнелиуса. Во Флоренции се-
мья сблизилась с великой княги-
ней Марией Николаевной, кото-
рая благодаря советам К. Липгар-
та собрала, по отзыву Н. Н. Вран-
геля, «совершенно исключитель-
ную но своим достоинствам кол-
лекцию»5. К. фон Липгарт стал вос-
питателем сына Марии Николаев-
ны герцога Сергея Лейхтенбергско-
го, который унаследовал часть зна-
менитой лейхтенбергской коллек-
ции (два произведения из нее впос-
ледствии оказались в собрании
Г М И Р ). Настоящ им учителем и
другом Э. Липгарта с 1865 года стал
известный немецкий портретист
Ф ранц фон Ленбах (1836-1904),
поселившийся в доме Липгартов
во Флоренции. О т Ленбаха Эрнест
почерпнул многое в портретном
жанре. Стиль Ленбаха-портретис-
та ф ормировался под влиянием
глубокого изучения и копирова-
ния Рембрандта, Рубенса, Тициа-
на, а также под воздействием не-
мецких романтиков. О влиянии
Ленбаха свидетельствуют выпол-
ненные Э. К. Лнпгарто.м портреты
родителей, княгини Орловой, ма-
дам Лоссо, певицы Галимберти,
принца Наполеона, графини Богар-
не, а также созданный в флорен-
тийский период автопортрет. Вме-
Нстарая Петербурга.
,\ . л
(39)/2007
предыдущая страница 43 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст