<и,
3 и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
сте
С
Л енбахом по поручению
Мюнхенской пинакотеки он копи-
ровал в Венеции работы Веронезе,
Тинторетто, Ван Дейка, Джорджо-
не, в Испании - произведения Ве-
ласкеса и М урильо. В 1869-1873
годах художник с перерывами ра-
ботал в Венеции, изучая живопись
Дж. Б. Тьеполо, который стал его
кумиром. В то время он пробовал
себя в жанре монументальной и
декоративной живописи. В италь-
янский период он продолжал зани-
маться изучением истории искус-
ства под руководством отца, а так-
же
маститы х
искусствоведов
А. Вентури и В. Боде. В 1873-1886
годах Липгарт продолжал свое ху-
дожественное образование в Пари-
же, в школе Ж . Лефевра и в Акаде-
мии Ж юльена у Г. Ж аке и Г. Б у -
ланже. Именно там художник об-
рел собственную живописную ма-
неру. Если в Италии он работал в
основном в темперной технике, то
в Париже он освоил новую техни-
ку, основанную на замеш ивании
красок на натуральном льняном
масле. В Париже Липгарт приоб-
рел известность как рисовалыцик-
портретист и мастер дворцовы х
декоративных росписей. Начиная
с 1877 года он регулярно выстав-
лял свои работы в ежегодных са-
лонах, а также в парижском Обще-
стве русских художников. Талант
художника, блестящая образован-
ность, аристократизм и обаяние
позволили ему занять место в цен-
тре культурной ж изни П ариж а6.
Под впечатлением встреч с евро-
пейскими знаменитостями он со-
здал серию графических портретов
Э. Золя, Э. де Гонкура, Г. Флобера,
А. Доде, С. Бернар, К. Сен-Санса,
Р. Вагнера. Настоящ им шедевром
Э. К. Липгарта считал Э. де Гонкур
портрет Р. Вагнера. Портреты и ри-
сунки часто репродуцировались, и
Э. К. Липгарт приобрел славу хоро-
шего иллюстратора и портретиста.
Популярность Э. К. Липгарта
как художника в высшем обществе
Парижа сыграла важную роль в его
дальнейшей судьбе. Париж посетил
Александр III и, познакомившись
с работами Липгарта, заказал ему
две картины - «Богини, отправля-
ющиеся на суд Париса* и «Хрис-
тос среди мудрых и неразумных
дев*7. В 1886 году худож ник сам
привез выполненные нм царские
заказы в Петербург, а с 1887 года
остался там навсегда. О н работал
по заказам царской семьи и двора,
создавая портреты, расписы вая
стены и плаф оны во дворцах. В
Петербурге Э. К. Липгарт создал
м нож ество портретов и картин,
вы ставлял их в И м ператорской
Академии художеств, в Обществе
поощрения художеств. «За отлич-
ные познания в живописи» в 1893
году был удостоен звания академи-
ка, в 1902 году стал действитель-
ным членом Императорской А ка-
демии художеств. Ем у позирова-
ли великие князья и княгини, им-
ператоры Александр III и Н и ко -
лай II. Э. К. Липгарт был удостоен
звания придворного ж ивописца,
чем был обязан не только своему
таланту, но и баронскому проис-
хождению , и утонченному арис-
тократизму. Липгарт был хорошо
известен и в среде богемы Петер-
бурга. Им была создана галерея гра-
ф ических портретов знаменитых
петербургских деятелей искусства.
В будущем эти успехи принес-
ли ему недобрую славу «салонно-
го* и «придворного*, а значит за-
ведомо бездарного худож ника.
Поразительно, но даже такой тон-
кий знаток живописи, как А. Н. Бе-
нуа, не смог разглядеть в нем боль-
шого мастера. Бенуа, рассказывая о
том, что Э. К. Липгарт был завален
заказами - как светскими портре-
тами, так и декоративными плафо-
нами и панно, писал: «.
..но и тут надо
сознаться, что эти декоративные
изделия столь же м аю походили на
страстно им любимых венецианцев,
как его портреты на Тициана, Р у-
бенса или хотя бы Бонна. Вся куль-
турность Липгардта, вся его выдер-
жка и все его усердие не могли за-
менить недостаток подлинного та-
ланта, не помогли ему побороть
какую -то “тугость" воображения,
какую -то безнадеж ную сухость
техники и живость красок*. Там же
он упоминал о том, что по какой-
то дикой причуде он ненавидел
голландцев и даже Рембрандта:
«...пожалуй, в этом сказывайся фа-
натик-католик*8. В сп о м н и м ,ч то
художники не всегда справедливы
к своим собратьям. И сам Алек-
сандр Николаевич гением ж иво-
писи почитан в свое время вполне
салонного П. де Шаванна. Действи-
тельно, в X X веке общепринятым
было презрительное отношение к
«салону*, который считался раз-
=
История llemcimup/d. М 5 (39)/2007
влечением для высш их слоев об-
щества. Однако до сих пор салон-
ное искусство занимает большое
место в музеях, частных галереях,
пользуется больш им спросом на
аукционах. Вместе с тем оно мало
изучено. Границы салонного искус-
ства трудно поддаются определе-
нию. Так, ныне произведения ака-
демика живописи Э. К. Липгарта,
некогда считавшегося представи-
телем академического искусства,
включены в энциклопедию «Ж и-
вописи русского салона*. Первое
обширное отечественное исследо-
вание русской салонной живопи-
си
появилось
только
в
2004
году. Авторы
Г. Б.
Романов и
А. М . М уратов подчеркивали та-
кие ее качества, как шаблонность,
конф ормизм, гедонизм, эклек-
тизм, но вместе с тем мастерови-
тость, эффектность, ориентацию на
вкусы широкой публики, отнюдь
не элитарной, которые обеспечили
ей коммерческий успех3.
С 1906 по 1929 год судьба
Э. К. Липгарта была тесно связана
с Эрмитажем. Послужной список,
начатый в 1906 году, свидетель-
ствует о том, что его путь на «эр-
митаж ны й О лимп* не был про-
стым: «приписан» к Императорс-
кому Э рм итаж у в 1906 году, но
только в 1908 году принят «канди-
датом*. В 1909-м назначен заведо-
вать картинным отделением и рес-
таврационными мастерскими, а в
1915 году назначен старшим хра-
нителем Императорского Эрмита-
жа10. Настоящей сенсацией стало
определение им авторства «Мадон-
ны с цветком* Леонардо да Винчи
(«Мадонна Бенуа»), а также атри-
буции «Бегства в Египет* Тициа-
на и «Апостолов Петра и Павла»
Эль Греко. В 1912 году был издан
его «Каталог итальянской и испан-
ской живописи Эрмитажа». Одна-
ко, несмотря на огромную заня-
тость, Э. К. Липгарт продолжал за-
ниматься живописью, в том числе
религиозной. Д ля лю теранской
церкви Св. Анны в Петербурге он
создал алтарный образ «Вознесе-
ние Господне». Э ту композицию
он повторил с некоторыми изме-
нениями для лютеранских церквей
в Ораниенбауме и эстонском го-
родке Йыхви. Высоко оценен был
правительством Ф ранции создан-
ный Э. К. Лиигартом запрестоль-
ный образ «Святые покровители
предыдущая страница 44 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст