з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
Франции» для построенной по
проекту Леонтия Бенуа церкви
Лурдской Богоматери (или Церк-
ви французского посольства). В
1916 году ему был пожалован Ка-
валерский крест ордена Почетно-
го легиона".
По свидетельствам современ-
ников. Э. К. Липгарт был ревност-
ным католиком.
В послужном
списке на протяжении всех лет
службы в Императорском Эрми-
таже, начиная с 1906 года, отмеча-
лось. что и он, и его семья «испове-
дания римско-католического»12.
А.
Н. Бенуа в своих «Воспомина-
ниях» рассказывал, что потомок
знатного немецкого баронского
рода Липгартов-протестантов Эр-
нест Карлович «навлек на себя ро-
дительский гнев, изменив вере от-
цов и перейдя в католичество*13.
Этот поступок он еще усугубил
тем, что женился в Париже на сво-
ей модели. За это он был лишен на-
следства отца, которое вместе с
бесчисленными художественными
сокровищами досталось его племян-
нику. В личном архиве Э. К. Лип-
гарта в Эрмитаже хранится его за-
писка (на французском языке) о
предке-отшельнике и аббате святом
Лнфарде (ЦрЬагбиз),
или
Липгарте
(VI в.), победившем дракона. Луи
Рео, с которым Э. К. Липгарт нахо-
дился в переписке, включил рассказ
об этом святом в свой знаменитый
труд «Иконография христианско-
го искусства*14
. Среди личных до-
кументов Э. К. Лнпгарта хранится
составленный им список римских
пап «с XI в. до наших дней»15
.
Кроме создания в 1916 году
запрестольного образа для церкви
французского посольства, о связи
Э. К. Липгарта с духовенством уже
в советское время свидетельство-
вал также А. Н. Бенуа. В рассказе о
благочестивой кончине своего бра-
та архитектора Л. Н. Бенуа, пост-
роившего эту церковь, он отмечал,
что тот относился к религии если
и с глубоким почитанием, то без
особого рвения. Оставаясь добрым
католиком, он в то же время отли-
чался полной веротерпимостью и
даже, как считали в семье, принял
тайно православную веру своей
горячо любимой жены и детей.
«Однако на смертном одре.
.. следуя
настойчивым убеждениям своего
старого друга Э. К. Липгардта, при-
гласил остававшегося в единствен-
ном числе в Петербурге французс-
кого священника, отца Амодрю, ко-
торый его и соборовал*16
.
Документальные материалы о
том, для кого, для какого храма или
по заказу какого священнослужи-
теля написал Э. К. Липгарт «Порт-
рет папы Пня XI», полностью от-
сутствуют в архиве в отделе руко-
писей Эрмитажа. Трудно предпо-
ложить, что он выполнил эту рабо-
ту по заказу церкви Лурдской Бо-
гоматери, ибо она продолжала
функционировать во все годы со-
ветской власти, и портрет, вероят-
но, оставался бы там. Богослуже-
ния в соборе Св. Екатерины пре-
кратились в 1939 году. Но к тому
времени портрет Пия XI находил-
ся уже в Центральном антирелиги-
озном музее в Москве, созданном
в 1927 году и закрытом в 1946 году,
откуда и поступил в ГМИР.
Папа Пий XI (Акилле Ратти,
1857-1939) возглавлял Святой
Престол в
1922-1939 годах, в
сложный период между двумя ми-
ровыми войнами. В пору подъема
Советской России, утверждения
фашистских режимов и роста дви-
жения Народного фронта для борь-
бы против фашизма в Европе Ва-
тикан и папа были важным факто-
ром мировой политики. Возвыше-
ние будущего папы Пия XI, до того
префекта Ватиканской библиоте-
ки (у папы было прозвище «биб-
лиотекарь»), началось с тех пор,
как папа Бенедикт XV направил его
в 1918 году в качестве апостоли-
ческого визитатора в
Россию,
Польшу и Прибалтику. В 1922 году
Пий XI обратился к странам - уча-
стницам Генуэзской мирной кон-
ференции с меморандумом, в ко-
тором выразил пожелание «об ог-
раждении в России интересов ре-
лигии, являющейся основой ис-
тинной цивилизации». Для того
чтобы Россия «вновь могла быть
принята в семью цивилизованных
народов», Ватикан выдвинул три
условия: полная свобода совести,
в том числе гражданам других
стран, частное и публичное отправ-
ление религии и культов, возвра-
щение всего недвижимого имуще-
ства церкви. В декабре 1923 года, в
год написания Э. К. Липгартом
портрета Пия XI, появилась про-
граммная энциклика Папы «Ubi
arcano Dei». Ее содержание долж-
но было быть близким художни-
ку-католику, испытавшему все по-
трясения и утраты революционной
эпохи. Война закончилась, писал
папа, но мира нет. Всюду разруше-
ния, ненависть, голод. Классовая
борьба, «как смертельный нарыв»,
разъедает сердца народов. Семья,
религия, мораль находятся в упад-
ке. Восстановить мир может толь-
ко католическая церковь.
В марте 1923 года в Москве
начался так называемый процесс
ксендзов. Главу римско-католи-
ческой церкви в России архиепис-
копа Яна Цепляка и настоятеля со-
бора Св. Екатерины в Петрограде
Констанция Будкевича пригово-
рили к высшей мере за «сознатель-
ное руководство контрреволюци-
онными действиями организаций
Петроградских католических свя-
щенников». Смертный приговор
Яну
Цепляку
под
давлением
польской и английской диплома-
тии заменили
десятилетним тю-
ремным заключением. К. Будке-
вич был расстрелян. Капелланы
храма Ян Василевский, Павел
Ходневич и еще одиннадцать свя-
щенников получили сроки от трех
до десяти лет".
В тех условиях Э. К. Липгарт,
создавая портрет правящего пон-
тифика Пия XI, проявил не только
преданность вере и главе католи-
ческой церкви, но и незаурядное
гражданское мужество.
Где был написан портрет? Воп-
рос этот возникает в связи с тем,
что с июля 1923 года Э. К. Липгарт
мог находиться за границей. Сомне-
ния возникают потому, что еще в
мае 1923 года Э. К. Липгарт обра-
тился к народному комиссару про-
свещения А. В. Луначарскому с
просьбой предоставить ему шести-
месячную командировку за грани-
цу «для пополнения научных изыс-
каний по изучению работ Л(еонар-
до] да Винчи и вообще итальянс-
кой школы*. Дирекция Эрмитажа
26 мая 1923 года просила А. В. Лу-
начарского поддержать заявление
Э. К. Лнпгарта и разрешить ему
взять с собой 25 картин своей рабо-
ты для устройства выставок и
«изыскания средств к существова-
нию», так как командировку Эрми-
таж не оплачивал18. Эрмитаж вы-
дал ему удостоверение 9 июня 1923
года в том, что он увольняется в от-
пуск за границу на 6 месяцев без
сохранения содержания19. Однако
История Петербурга. М
5
(.4!))/2007
предыдущая страница 45 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст