29 июня 1923 года Эрмитаж вновь
обратился в Петроградское управ-
ление
научных
учреждений
с
просьбой выдать «хранителю Кар-
тинной галереи, получившему заг-
р а н и ч н ы й
отпуск, в счет жалованья,
двухмесячное содержание и золо-
тое обеспечение», а также выдать
заграничные паспорта ему й его
жене, «поскольку он до сих нор не
имеет ответа. Для него, 76-летнего,
важно использовать летнее время
ДЛЯ
поездки морем*20. Скорее всего,
э. К Липгарту удалось тогда отпра-
виться в зарубежную поездку. Точ-
но известно, что в январе 1924 года,
согласно удостоверению № 55, он на-
ходится в заграничном отпуске. В
соответствии с приказом по Эрми-
тажу от 5 июля 1924 года худож-
ник вернулся в Петроград. В при-
казе говорится, что «ввиду возвра-
щения из заграничного отпуска хра-
нителя Э. К. Липгарта.
.. возобно-
вить ему выписку содержания с
1
июля с. г.*21. В архивных докумен-
тах Эрмитажа нет упоминаний о
том, какие страны Э. К. Лингарт по-
сетил. Однако в письме к А. В. Луна-
чарскому он мотивировал свою
просьбу о заграничной командиров-
ке необходимостью изучения «ита-
льянской школы*. Это дает основа-
ния предположить, что он посетил
Италию.
п >
и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
Портрет
Пия
XI
подписан
«фон
Липгарт» («Е.у. ЫрЬаП*).
Мог ли художник подписаться
своим баронским титулом у себя в
Петрограде в 1923 году? Можно
предположить, что Э. К. Липгарт
работал над портретом в Ватикане.
Однако в архивах Ватиканской
пинакотеки документов об этом
обнаружить не удалось. В Архиве
фотографий Ватиканских галерей
и музеев мне удалось получить ко-
пии двух официальных портретов-
фотографий Пия XI (№ XXXII-
115-30 и № ХХХУ-21-4). Э. К. Лнп-
гарт определенно использовал эти
официальные фотопортреты Пия
XI для своей работы, как это дела-
ли другие художники. Он повторил
позу, поворот в 3/4, благословляю-
щий жест правой руки и положе-
ние левой на подлокотнике кресла.
Э. К. Липгарт использовал излюб-
ленную схему венецианских порт-
ретистов, изображавших своих
персонажей на фоне окна с отодви-
нутой драпировкой, за которым
открывался пейзаж, часто имев-
ший
символическую
нагрузку.
Этим приемом часто пользовались
Якопо и Доменико Тинторетто,
Тициан и другие мастера, не толь-
ко венецианские.
Вместе с тем Э. К. Липгарт со-
здал не официальный, а романти-
ческий, проникнутый неподдель-
ным чувством портрет. Художник
поместил фигуру Пия XI на фоне
собора Св. Петра, купол которого
едва угадывается в серебристо-
перламутровой дымке, написанной
с большим мастерством. Через три
года после Э. К. Липгарта, в 1926
году, портрет Пия XI по фотогра-
фии (№ ХХХУ-21-4) написал не-
аполитанский художник Антонио
Манчини. Фотографию этой кар-
тины мне также предоставили в
пинакотеке Ватикана. А. Манчини
полностью повторил фотографию,
ничего не меняя. Его работа отли-
чается сухостью исполнения и про-
изводит весьма посредственное
впечатление. Не таков портрет
Э. К. Липгарта, выполненный по
этой же фотографии. В нем чув-
ствуется рука опытного и умелого
портретиста.
В
этом
потрете
Э. К. Липгарт сумел передать свой
пиетет к пантифику, с помощью
пейзажного фона и особого выра-
жения сдержанного величия не-
много героизировать и романтизи-
ровать его личность. Мастерски на-
писаны лицо и руки Пия XI. на ко-
торых сконцентрирован свет. Вы-
сокое живописное качество ставит
«Портрет папы Пия XI* в ряд луч-
ших произведений этого замеча-
тельного русского живописца.
<
См
В е сн и н ы Н . и С .
Русский
х уд о ж н и к Э р н е ст К . ф он Л и п га р т
/ /
Н аш е наследие.
19ЭЭ. № 49.
С . 2 1 -1 7
Об
г о р и м
~
» . с ,
Krüger
1
Ibid. S. 376.
' Ibid.
s
Врангель
H. H.
Н аследие В еликой
княгини
М а р ш . Н иколаевны . С П б .
1912.
С .
6
.
-
же
6
С м .: Э р н е с т Л и п га р т. M e s m ém oires. С а л о н п ри н ц ессы М а ти л ьд ы / / Н а ш е наследие. -
Ж и в о п и сь второ,1 П О Ш Ю "» X I X в М .
. 20 0 .
. Т. « Ь . I. С- 377. К 860. Л и » „ р , по
.... >
: ............. .
III „о л К п п и к .
. ш.пр цепной из дев. входящ их с Х р и сто м в храм, граф иню Э . П отоцкую .
"
Бенуа А. Н.
Мои воспоминания. М.,
1990. T. 1. С. 581.
« Романов Г
. Б., Муратов А. М. Живопись русского салона (1850-19 7): Энциклопедия. СПб.,^2004. С.
.
10 Архив Государственного Эрмитажа (далее - Архив ГЭ). Ф 1. Он. 13 л/с. № 30. 1906 1930 i ir.
11
Там же. Ф. 1. Он. 13 л/с. № 30. 1906-1930-е гг., 13 декабря 1916 г.
13 Там же. Ф. 23. On. 1. № 30.
13 Бенуа А.
Н .
Указ. соч. T. 1. С. 581.
D
14 Réau L Iconographie de l’art chrétien. T. III. Iconographie des saints, II. Pans. 1958. P. 810.
15 Архив ГЭ. Ф. 23. № 291/157. Л. 2.
16 Бенуа A. H. Указ. соч. T. 1. С. 105.
17 Шульц-мл. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994. L.
Z-iJ.
"
Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 13. № 1266.
19 Там же. № 1339.
30 Там же. № 1380.
31 Там же. № 1797.
История Иетербур/а.
A s 5
(39)/2007
предыдущая страница 46 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст