пюбви и красоты. Они сосущество-
вали, отчасти - особенно в римское
время - смешиваясь с местным вар-
варским культом Великой богини
производящих сил природы, по-
кровительницы растительного и
животного мира. Статуя лишена
атрибутов как Деметры (венка из
колосьев или корзины с плодами),
так и Афродиты (воробья, голубя,
зайца, яблока, розы или мака). С
конца I века до н. э. и на протяже-
нии двух последующих столетий на
Боспоре широко распространялся
культ Афродиты и стал едва ли не
главным. Следы его сохранились во
многих местах, в том числе и в Илу-
рате, где при раскопках городища
были найдены золотой медальон с
изображением Афродиты и терра-
котовая статуэтка с ее бесспорным
атрибутом - яблоком у лона. Чер-
ты несомненного сходства обнару-
живаются у нее с головой террако-
товой статуи из города Кепы на Та-
манском полуострове I века до н. э.,
небольшой головкой в высоком го-
ловном уборе из Пантикаиея - сто-
лицы Боспорского царства - 1-П
веков н. э. Но с другой стороны -
Афродита, как правило, изобража-
лась обнаженной, а Деметра - в об-
лачении, как наша богиня. Так что
имя ее пока остается неизвестным.
О том, как попала она на некро-
поль периферийного боспорского
городка, из какой мастерской выш-
ла, тоже можно только догадывать-
ся. Известно, что после того, как
римские легионы, возглавляемые
Лукуллом, в ходе войны с царем
Понта Митрндатом VI Евпатором
в 71 году до н. э. захватили и раз-
громили южнопонтийский город
Амнс, в котором находились луч-
шие в Малой Азии мастерские по
выделке терракот, многие мастера
бежали. Не исключено, что один из
них оказался на Боспоре и в при-
везенной с собой форме из мест-
ной глины отлил найденную архе-
ологами статую богини.
Неподалеку от того места, где
была найдена разбитой на крупные
куски статуя, был обнаружен боль-
шой склеп, который полукругом с
запада охватывала ритуальная пло-
щадка с тризной - приношениями
богам подземного мира: захороне-
ниями собак, лошадей, следами
кострищ, многочисленными фраг-
ментами керамики и небольших
терракотовых статуэток.
Барельеф с изображением
мужского лица. ГМ И Р
Не менее удивительную наход-
ку принес и следующий полевой
сезон. Еще до начала раскопок, во
время установки лагеря, один из
юных участников экспедиции -
Саша Названов - заметил на плос-
ком камне, лежавшем в траве, ре-
льефное изображение человечес-
кого лица.
Плита мягкого желтовато-серо-
го известняка имела форму ромба
(длина - 0,5 м, ширина - 0,3 м, тол-
щина - 0.06-0,08 м). Ровная глад-
кая задняя поверхность не имела
никаких следов обработки. Извес-
тно. что известняк может и сам по
себе отслаиваться, образуя почти
идеальную поверхность. Верхняя
левая грань ромбовидной плиты с
неровными рваными краями была,
вероятно, отбита, правая - тщатель-
но выровнена. На ней по всей пло-
щади сохранился слой скрепляюще-
го раствора (извести) белого цвета
с темными включениями.
Рельеф занимал не всю повер-
хность плиты: он начинался при-
мерно в 14 см от ее верхнего края.
Овал лица узкий, вытянутый. Верх-
няя часть его обрамлена валиком -
полунимбом. Это может быть сти-
лизованное изображение прически
или
какого-то головного убора.
Намеченная несколькими штриха-
ми неглубокая волнистая линия -
«складка* на лбу - могла обозна-
чать волосы или же налобное укра-
шение. Резкими, глубокими грави-
рованными линиями моделирова-
=
История Петербурга.
. V
5 (30)/200/
ны большие широко раскрытые гла-
за и нижние веки. Глаза посажены
немного асимметрично:
один
- чуть
выше, другой - ниже. Глазницы уг-
лублены, в них оставлены рельеф-
ные овальные глазные яблоки с
обозначенными неглубокими ям-
ками - зрачками. Нос отбит, но по
следу можно предположить, что он
был достаточно велик. Искусно
подчеркнуты сильно выдающиеся и
также слегка асимметричные ску-
лы. Довольно глубоко врезанной го-
ризонтальной чертой обозначен
плотно закрытый рот. На щеках и
подбородке обозначены толстые
губы, усы и, возможно, борода. Ли-
цевая часть плиты покрыта кавер-
нами, возникшими вследствие вы-
ветривания и вымывания известня-
ка. патинообразной коркой и пят-
нами высолов1
.
В целом рельеф производил
сильное впечатление как незауряд-
ное произведение искусства. Одна-
ко то, что плита была найдена не в
слое, а на дневной поверхности -
пусть и на территории некрополя, -
лишало ее «презумпции подлинно-
сти» и требовало доказательств ее
древнего происхождения.
За доказательствами пришлось
обращаться к самым разным спе-
циалистам. И коллегам археологам,
и
искусствоведам
из
Государ-
ственного Эрмитажа, которые не
увидели в нем ничего, что препят-
ствовало бы «признанию его ан-
тичным*. И в экспериментально-
трасологическую
лабораторию
Института истории материальной
культуры, где после тщательного
осмотра было выдано официальное
заключение о том, что «изготовле-
ние личины не современное* и что
«подделка исключается*.
Во время раскопок одной из
илуратских катакомб на стенках
также были обнаружены остатки
штукатурки. Возникла идея срав-
нить химический состав заведомо
древней известки, взятой с глуби-
ны около 1,5 м и известки с грани
рельефа. В Центральной лаборато-
рии судебной экспертизы спектро-
графическим исследованием двух
сравниваемых образцов было ус-
тановлено, что они имеют абсолют-
но «одинаковый качественный
элементный химический состав, но
разное количественное содержа-
ние элементов*. Так как известь
является многокомпонентной сме-
предыдущая страница 48 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст