4 8
з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
сью, то в каждой пробе могло ока-
заться разное количество тех или
иных элементов (больше извести
или песка). Но то, что обе пробы
содержали одни и те же химичес-
кие компоненты, с большой степе-
нью вероятности доказывало, что
они имеют одни и тот же источник
и изготовлены в одно и то же вре-
мя. Катакомба с оштукатуренными
стенками датировалась И -III века-
ми н. э. Следовательно, тогда же
могла быть изготовлена и плита с
рельефом.
Для чего? Двадцать лет спустя
появилась возможность ответить и
на этот вопрос. Совсем недалеко от
того места, где ее нашли, был от-
крыт огромный двухкамерный
склеп с полуциркульными свода-
ми, вход в который мог быть укра-
шен найденным барельефом. Пред-
положение это кажется убедитель-
ным и потому, что над входом в
одну из илуратских катакомб пря-
мо на скальном козырьке свода
также был вырублен небольшой
барельеф с изображением мужско-
го лица с широко расставленными
узкими (но не раскосыми) глаза-
ми, небольшим носом и ртом, ши-
рокой бородой2.
Стилистически илуратский ба-
рельеф близок и изображениям
Афины, Пана и Силена, вырезанным
на стене одного из склепов боспорс-
кого города Нимфея примерно в то
же время - в III веке н. э.3 Придан-
ный греческим божествам, имею-
щим свои традиционные атрибу-
ты, варварский вид - выдающие-
ся скулы, сужающееся к подбо-
родку лицо - явно отражал какие-
то специфические черты обитав-
ших здесь в первые века нашей
эры людей. Тип этот близок и че-
ловеку, изображенному на илурат-
ском барельефе.
Известный антрополог В. П. Алек-
сеев, познакомившись с барелье-
фом по фотографии, при всей
сложности и условности таких
определений (плохая сохранность,
возможность стилизации) отме-
тил у изображенного человека
«европеоидные признаки скорее
скифо-сарматского комплекса,
чем хазарского или татарского»,
что подтверждает наше предполо-
жение.
Две очень разные вещи, слу-
чайно найденные почти одновре-
менно на одном и том же памят-
нике, - шедевр античной короп-
ластики и незаурядное произве-
дение варварского изобразитель-
ного искусства. Теперь, почти че-
рез две тысячи лет, экспозиция Го-
сударственного музея истории
религии воочию явила нам два
лика античного Боспора - гречес-
кий и варварский.
' Хршанпвгкий В. А. Барельеф из некрополя Илурата / / Реконструкция древних верований: источники, метод, цель- Сб науч
тр. СПб., 1991. С. 122-124.
2
Там же. С. 128.
1
Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913. С. 395-396. Табл. ХСУ1. 1-3.
Статуэтки
сования
с£
ЯЛлнмат
3. В. Хянутина
/М:» чая архивные документы,
сМ заты е с историей коллекции
терракот ГМИР, нередко удивля-
ешься, какими длинными и запу-
танными дорогами «приходят» в
музей отдельные экспонаты. Как
настоящим путешественникам, им
удалось побывать в разных странах
и городах.
Интересна судьба двух статуэ-
ток, являющихся самыми древними
в собрании. Первая из них - женс-
кая фигурка с большими глазами на
клювообразном лице и треугольны-
ми выступами вместо рук, высотой
16 см, выполненная в технике сво-
бодной лепки из плотной оранже-
вой глины и расписанная бурым ла-
ком. Головной убор, напоминающий
калаф, и длинное одеяние украше-
ны геометрическим орнаментом.
Вторая - изображение живот-
ного, скорее всего ослика или мула
(высота 7,5 см; длина 11 см).
Обе фигурки происходят из
Беотии, датируются VI веком до
н. э. Их нарочито примитивный об-
лик напоминает статуэтки неолита.
Беотийская коропластика того пе-
риода достигла в большинстве сво-
их изделий гораздо более совершен-
ной техники, но определенная груп-
па мастеров таким образом подчер-
кивала свою приверженность мно-
говековой традиции и ритуалу.
Довольно много подобных
статуэток хранится в различных
музеях Европы и России, но две
фигурки из собрания ГМИР име-
ют весьма необычную историчес-
кую судьбу.
Путь наших «пилигримов» по
России начинается в 1886 году,
когда в дар Музею Центрального
училища технического рисования
барона А. Л. Штиглица поступило
собрание, включающее 180 пред-
метов «из раскопок в Гиссарлыке»,
присланное известным археологом
Генрихом Шлиманом своему доб-
рому знакомому - зятю барона
Штиглица А. А. Половцову, сена-
тору (с 1883 года - государствен-
ному секретарю), председателю
Русского исторического общества,
страстному коллекционеру предме-
тов искусства. Именно ему при-
надлежала инициатива создания
училища и музея, реализованная
на средства барона - крупного фи-
нансиста и промышленника.
Впервые Генрих Шлиман по-
бывал в Петербурге в январе 1846
года в качестве представителя гол-
ландской фирмы «Б. Шрёдер и
К°». В 1854 году Шлиман стал куп-
цом 1-й гильдии. Оборот его капи-
тала достиг к середине 1850-х го-
дов 15 миллионов талеров, тогда
как основной капитал составлял
1 миллион талеров и приносил
33 тысячи годовой ренты.
История Петербурга. М 5 (3!))/2007
предыдущая страница 49 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст