з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
Здесь под № 14 есть запись: « О
с -
л и к
из обожженной глины алаго
цвета. Из раскопок в Гиссарлыке*. А
под № 125-130: «Шесть идолов из
обожженной глины, расписанные
бурым тоном. Из раскопок в Гиссар-
лыке*. Это и есть первое упомина-
ние о наших «пилигримах*.
М узей, который приютил их,
был для своего времени - после-
дней четверти X IX века - музеем
нового типа. В тот период в самых
разных странах Западной и Вос-
точной Европы возникают музеи,
тесно связанные с художественно-
промышленными учебными заве-
дениями. Они получили название
Kunstge-w erbe-M useuш - музей
худож ественны х ремесел. Такие
учреждения изучали искусство в
прикладных целях, поэтому, наря-
ду с копиями, часто являлись хра-
нителями коллекций подлинных
вы сокохудож ественны х предме-
тов, в том числе и коллекций древ-
ностей. Музей Училища техничес-
кого рисования барона Ш тиглица
в Петербурге стал одним из самых
крупных и значительных в России
собраний прикладного искусства9.
К началу X X века в его фондах хра-
нилось более
20
тысяч произведе-
ний русского и западноевропейс-
кого декоративно-прикладного ис-
кусства разных исторических пе-
риодов. Собрание постоянно по-
полнялось за счет многочисленных
приобретений на аукционах, у рус-
ских и зарубеж ны х антикваров,
благодаря дарам частных лиц.
Н о пришла революция 1917
года. В музейном деле, как и вообще
в стране, начались хаос и неразбери-
ха. То и дело открывались и закры-
вались различные музеи. Наступил
период «великого переселения экс-
понатов*. Кочевали из музея в му-
зей, распадаясь при этом на фрагмен-
ты, интереснейшие частные собра-
ния. Несмотря на мужественную
борьбу за существование, сотрудни-
кам не удалось спасти Музей Учи-
лища технического рисования. В
1922 году, после закрытия училища,
его музей перешел в ведение Акаде-
мии художеств, а в 1923 году был
передан Петроградскому управле-
нию научно-художественными уч-
реждениями и стал филиалом Госу-
дарственного Эрмитажа.
В тот период большинство кол-
лекций музея влилось в эрмитаж-
ные фонды. В их числе оказалось и
5 0
собрание Г. Ш лимана, которое ак-
том от 12 августа 1924 года было
передано в отдел древностей. Там
статуэтки получили новые «име-
на*: статуэтка стоящей женщины
геометрического стиля и мул.
В 1931 году Центральный ан-
тирелигиозны й музей в М оскве
решил показать историю религии,
начиная с первобытного общества.
Директор музея А. М иколин, по-
лучив согласие сектора науки Нар-
компроса Р С Ф С Р , обратился в
Эрмитаж с просьбой о выделении
необходимых материалов. Прило-
женная к письму «Ориентировоч-
ная схема построения отделов
Центрального антирелигиозного
музея* предусматривала наличие
в экспозиции восьми отделов:
1) Вводного (выставка по очеред-
ной ударной
антирелигиозной
кампании); 2) Диалектика приро-
ды и общества; 3) Религия в пер-
вобы тно-коммунистическом или
доклассовом обществе; 4) Религия
в
древневосточном
обществе;
5) Религия в рабовладельческом
античном обществе и т. д.
Отбор материалов для отдела
№ 5 осуществлял сам заведующий
сектором
античного
общ ества
Ц А М а О. Ф . Вальдгауэр. В подроб-
ном письме на имя заведующего
научной частью Ц А М а Н. В. Р у -
мянцева он перечислял намеченные
к передаче экспонаты, в числе ко-
торых «оригиналы античного про-
изводства: мрамор, бронза, терра-
коты, расписные вазы*".
6
октября 1931 года 74 обещан-
ных предмета из фондов Эрмита-
жа были переданы по акту в ЦАМ.
В их числе оказались и две терра-
коты из коллекции Г. Ш лимана.
«Статуэтка стоящей женщины гео-
метрического стиля* именуется в
списке, приложенном к акту пере-
дачи, «идолом примитивным», а
фигурка ослика названа почему-то
фигуркой собаки12.
Оказались разбросанными по
стране и некоторые другие предме-
ты этой коллекции: 13 сентября
1929 года в М оскву, в Государ-
ственны й музей керамики была
отправлена пиксида с крышкой, 26
мая 1931 года в Хабаровский му-
зей отослан лекиф, 19 сентября
1970 года Д онецком у худож е-
ственному музею был передан ко-
ринфский арибалл. 30 марта 1951
года часть коллекции была возвра-
щена из Эрм итаж а в откры вав-
ш ийся вновь музей, теперь уже
Ленинградского худож ественно-
промышленного училища13.
После закрытия Ц А М (1947)
его коллекции были переданы в
фонды Ленинградского музея ис-
тории религии А Н С С С Р. В соста-
ве этих коллекций вернулись в
наш город и две статуэтки из со-
брания Г. Ш лим ана. В течение
многих лет хранились они в запас-
никах музея. В новой экспозиции
музея на Почтамтской улице ста-
туэтки-пилигримы обрели нако-
нец достойное место и заслужен-
ное внимание.
1
Прохоренко Г.
. Власова Г
. Музей барона Штиглица: Ист. очерк / / Музей барона
Штиглица. Прошлое и настоящее. СПб., 1994. С. 18.
2 Йене А. Г. Шлиман и А. А. Половцов. Путь троянских древностей в Россию / /
Троя и ее сокровища: Тез. междунар. науч. конф. М.: ГМИИ нм. А. С. Пушкина, 1996
С. 1-2.
5 Клейн Л. С. Генрих Шлиман в Петербурге / / Троя. Петербург. Шлиман: Ката-
лог выставки. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998. С. 13.
4 Там же.
5 Неверов О. Я. Древности из собрания Генриха Шлимана / / Троя. Петербург.
Шлиман: Каталог выставки. С. 68.
6 Причинами «политического и гражданского свойства*, по которым Шлнману
было отказано во въезде в Россию, были, по-вилнмому, второй брак при не расторгну-
том первом, то есть по российским законам Г. Шлиман считался двоеженцем, а также
получение американского подданства без оформления выхода из русского (Дашевс-
кая О. В. Новое о Генрихе Шлимане / / ВДИ. 1968. № 1. С. 194).
7 Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1. Он. IX. Ел. хр. 80.
* Там же. Ед. хр. 9.
9 Кошман Л. В., Мамонтова Н. Н. Художественно-промышленные музеи и выс-
тавки / / Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 304.
10 Тарасова И. В., Ченская Г. А. Из истории музейного дела в России: музей
церковно-археологический и антирелигиозный / / Труды Государственного музея ис-
тории религии. СПб.: ГМИР, 2002. Вып. 2. С. 26.
" Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1. Ои. V. Ед. хр. 1216 (2). 1931 г.
12 Там же.
12 Богданов И. А. Долгая дорога в Трою. Л., 1990. С. 54.
История Петербурга.
. V
5 (39)/2007
предыдущая страница 51 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст