3 и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
«Ъуддп4скн4 ^а4»
6
МуЗее истории
/
о.
С. Хижняк
Л т & о сто ч н о й коллекции Госу-
яаДтД-ниого музея истории рели-
гии есть уникальный экспонат -
объемное изображение «буддийско-
го рая», чистой земли «Сукхавати*
Будды Амнтабхи*. Выполненное в
основном из дерева и частично из
папье-маше и металла, оно поражает
своей красотой и гармоничностью,
ассоциируясь у зрителя с представ-
лениями о райском саде.
Как выяснила хранитель фон-
да «Религии Востока* В. Н. М азу-
рина, многофигурная композиция
была создана в 1904-1905 годах
монахами двух старейших буддий-
ских монастырей Бурятии - Гуси-
ноозерского и Гегетуевского - по
заказу известного собирателя пред-
метов восточного искусства князя
Э. Э. Ухтомского. Вместе с его кол-
лекцией скульптуры она была при-
обретена императором Николаем 11
и подарена этнографическому отде-
лу Русского музея. В начале 30-х
годов X X века композиция посту-
пила в М узей истории религии
АН СССР. Посте реставрации, про-
веденной О. Б. Будаевым, она была
развернута на экспозиции музея, а
в послевоенное время частично
восстановлена в отделе открытого
фондового хранения «Религии Во-
стока». В новом здании музея пла-
нируется восстановить этот памят-
ник в его первоначальном виде и
дать посетителям возможность по-
знакомиться с ним.
Композиция
«Сукхавати»
представляет собой один из свя-
щенных миров буддийского космо-
са - «Счастливую землю», где вла-
дыкой является будда бесконечно-
го света Амитабха. Согласно мифо-
логии, будучи в одном из прошлых
рождений
бодхисаттвой
(тем,
кому предстоит стать буддой)
Дхармакарой, он дал обет: достиг-
нув состояния будды, создать осо-
бую сферу обитания - буддхак-
шетру, «поле будды», или «чистую
землю», чтобы ускорить путь ж и-
вых существ в нирвану. В сутре
махаяны «Сукхавативьюха* (11-
«Буддийский рой». Частичная сборка макета
III вв. н. э.) Чистая земля будды
Амитабхи описывается как идеаль-
ный, совершенный мир.
Сукхавати
представляется
прекрасным садом с деревьями,
растениями, цветами, горами, пру-
дом. дворцами из золота, серебра
и драгоценных камней. В центре на
троне восседает будда Амитабха.
окруженный свитой из Восьми ве-
ликих бодхисаттв - его духовных
сыновей. В небесах - божества и
летящие монахи. В раскрывающих-
ся цветках лотоса появляются те,
кто благодаря преданности, почи-
танию и беспрестанному молит-
венному обращению к Амнтабхе
удостоились рождения в Чистой
земле. Все обитатели Сукхавати -
бодхисаттвы высшего уровня. Они
живут там неизмеримо долго, на-
слаждаются беспредельным счасть-
ем и достигают нирваны.
Представление о Чистой земле
будды Амитабхи дает верующим
надежду на счастливую жизнь в по-
в тот идеальный мир непросто. Для
этого надо посвятить свою жизнь
духовному совершенствованию и
прежде всего попытаться освобо-
диться от своих страстей, прийти в
состояние внутреннего покоя, невоз-
мутимости. умиротворенности. Не-
обходимо очистить свое сознание от
различного рода омрачений
алч-
ности, жадности, чувства собствен-
ности, преобразовать эти губитель-
ные качества человеческой приро-
ды в мудрость сострадания и мило-
сердия ко всем живым существам.
Энергия страсти рассматрива-
ется как разрушительная, она срав-
нивается с бушующим, обжигаю-
щим неуправляемым пламенем (от-
сюда красный цвет будды Амнтаб-
хи), способным уничтожить все на
своем
пути.
Она может быть преоб-
разована в теплую энергию состра-
дания, сравнимую со спокойным
горением огня, дающего людям и
всем живым существам тепло и
свет. На необходимость освобож-
дения от страстей указывают и дру-
тустороннсм мире. Однако попасть
_____________________ _
• Ее санскритское название
Сукхавати
в странах распространения буддизма
было переведено или транскрибировано на национальные
« з ы к ш
(6) Де&квн - в
Тибете;
Сукавади. Деважин и.т Диважин
-
в Монголии. Бурятии.
К алм ы кии.
Т>вс.
Цзиншу
- в Китае.
Дзёдо
- в Японии,
Чонтхо
- в Корее.
Итю/шя Петербурю. М
5
(391/200
7
предыдущая страница 52 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст