з и с т о р и и к о л л е к ц и й Г М И Р
5 2
гие мировые религии, например,
христианство. Но даже если чело-
век принимает такую духовную ус-
тановку (с чем соглашается далеко
не каждый), сделать это оказывает-
ся крайне трудно, поскольку для
обычного
мирского
человека
страсть имеет не только негативные,
но и позитивные значения.
Мировые религии противопос-
тавляют состоянию страсти состоя-
ние вечного блаженства, высшей,
духовной радости; оно обретается в
небесных сферах. Одной из таких
сфер в буддизме считается обитель
будды Амитабхи. Ее название «Сук-
хавати» переводится как «Сфера
блаженства», или
«Счастливая
земля», что более понятно для про-
стых верующих. Она не имеет ма-
териального измерения, это духов-
ное состояние, достигаемое людьми,
приближающ имися к состоянию
нирваны - полного освобождения от
круга рождений и смертей.
Состояние высшей, духовной
радости и блаженства передается
через образ прекрасного сада, где
все обитатели могут лицезреть вла-
дыку этой земли будду Амитабху и
внимать его проповеди. У европей-
ца этот образ неизменно ассоции-
руется с представлениями о рае. В
известном смысле эти ассоциации
верны, но есть и принципиальные
различия. Главное из них состоит в
том, что в буддизме, в отличие от
христианства, нет идеи Бога-твор-
ца. Будд бесконечно много, про них
говорится, что все они достигли
просветления собственными уси-
лиями, совершенствуясь на протя-
жении многих жизней. Многие из
них, согласно мифологии, создают
свои идеальные сферы для тех, кто
стремится к полному освобожде-
нию. Если в христианстве рай один,
и другого быть не может, то в буд-
дизме таких сфер, как утверждает-
ся, множество, и между ними нет
какой-либо иерархии. Кроме того,
пребывание в сфере блаженства не
вечно, это не есть конечная цель
пути, но лишь временное пристани-
ще. Отсюда либо уходят в нирвану,
либо возвращаются в мир сансары,
чтобы помогать другим живым су-
ществам на их духовном пути. Ука-
занные различия чрезвычайно важ-
ны и связаны с разницей в типоло-
гии мышления и культур в целом.
Для понимания образа пре-
красного сада попытаемся проник-
нуть в смысл его описания, кото-
рое в одной из сутр (свящ енных
текстов) дал сам основатель рели-
гии Будда Ш акьямуни. Он гово-
рил, что Счастливая земля пред-
ставляет собой сад, где земля усы-
пана золоты м песком и множ е-
ством драгоценностей, которые
появляются из нее сами собой. В
ней растут деревья, украшенные
драгоценны ми сетями, которые
при дуновениях ветерка издают
приятный звон. Здесь есть пруды,
созданные из семи драгоценностей;
они наполнены водой, обладающей
восемью добродетелями (вода чи-
ста, прохладна, сладка, нежна, лас-
кова, спокойна; выпив ее можно
утолить голод и жажду и вскор-
мить корни блага). Дно прудов по-
всюду устлано золотым песком. С
четырех сторон каждый из прудов
окружен дорогами, созданными из
золота, серебра, лазурита и хрус-
таля. Сверху там есть террасы, ук-
рашенные золотом, серебром, лазу-
ритом, хрусталем, кораллами, пур-
пурными жемчужинами и агатами.
В прудах там есть лотосы, большие
как колесо повозки. Голубые лото-
сы испускаю т голубое сияние.
Желтые лотосы испускают желтое
сияние. Красные - красное сияние.
Белые лотосы испускают белое си-
яние. Эти лотосы нежны, чудесны,
ароматны и чисты.
Дав столь красивое описание.
Будда Ш акьямуни поясняет Ш а-
рипутре: «Вот каким образом со-
здана украшенная заслугами и доб-
родетелями Страна Высшей Радо-
сти». И здесь мы начинаем пони-
мать, что золото и драгоценности,
которы ми усыпана Счастливая
земля, не материальны, это высшие
духовные добродетели просветлен-
ных существ. Обитатели Чистой
земли обладают исключительны-
ми духовными качествами: у них
нет идеи собственности (т. к. они
отказались от идей «я» и «мое»);
они не переживают ни удоволь-
ствия, ни страдания (т. к. победи-
ли желания); делая что-либо, они
не испытываю т желания, а если
испытывают его, то ничего не пред-
принимаю т (это так называемое
«незаинтересованное деяние», т. е.
бескорыстное), у них нет идеи дру-
гих и нет идеи себя (поскольку они
достигли понимания единства все-
го со всем), нет страстного стрем-
ления, нет разногласий (посколь-
ку нет эгоистических устремле-
ний), нет противостояния и т. д.
«Полные равенства, благоговения,
м ягкости, лю бви, спокойствия,
беспристрастия, будучи сосредо-
точены на дисциплине (тела, речи
и разума), они достигают высшей
мудрости». По сути, в перечислен-
ных свойствах названы черты вы-
сокодуховной личности, освобо-
дившейся от жадности, алчности,
агрессии благодаря пониманию
своего неразрывного единства с
окружающим миром и в результа-
те преодоления собственного эго.
Сукхавати - это предпоследняя
ступень на пути духовного освобож-
дения. Созерцание Амитабхи - буд-
ды Бесконечного света, и слушание
его проповеди облегчает обитате-
лям Сукхавати уход в нирвану.
Считается, что бодхисаттвы, посвя-
тившие себя спасению всех живых
существ, возвращаются вновь на
землю, чтобы проповедовать Уче-
ние и вести всех к Просветлению.
Образ Чистой земли многогра-
нен и многозначен. Он обращен в
равной мере и к просвещенным адеп-
там, и к простым верующим. Для
основной массы верующих образ
сада облегчает понимание главной
цели буддиста: ведь о нирване гово-
рится, что ее невозможно выразить
словами. Образ Сукхавати гораздо
доступнее и ярче объясняет цель, к
которой надо стремиться, наполняя
сердце человека верой, надеждой и
любовью. Что же касается истины,
то она предстает перед ним не в
сложной, недоступной, концепту аль-
ной форме, но в дивном, чарующем
и манящем образе, обращенном к его
сердцу и побуждающем двигаться к
ее достижению.
Образ рая Сукхавати предста-
ет как чарующая сказка, мечта че-
ловечества о Счастливой стране.
В буддийских монастырях Ти-
бета и Монголии мастера создава-
ли объемные модели Счастливой
земли, для которых специально
строили отдельные небольшие хра-
мы - сумэ. Такие композиции об-
ладают эмоциональной притяга-
тельностью для широких масс ве-
рующих, наглядно демонстрируя
им цель, к которой на определен-
ном этапе может стремиться буд-
дист, а художественные достоин-
ства превращают их в подлинные
произведения искусства, имею-
щие общекультурное значение.
Иттрия Петербурга. № 5 (39)/2007
предыдущая страница 53 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст