з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
Х^ам
на молоіном Заводе
yf д Басова
Из церковного подвала несло холодом, бил от-
туда кислый винный запах. Там, как видно, хра-
нился картофель.
- Храм спаса на картошке, - негромко сказал
пешеход.
И. Ильф. Е. Петров.
«Золотой теленок*
По постановлению президиу-
м^ 'Я/ноблисиолком а от
10
мая
1932 года в Ленинграде на Полтав-
ской улице была ликвидирована
Романовская церковь. Ее здание,
«учитывая крайнюю нуждаемость
Союзмолоко в помещении для об-
работки м олочны х продуктов*,
было переделано в молочный завод.
Со временем завод расш ирялся:
здание обрастало пристройками,
надстройками, реконструирова-
лось снаружи и изнутри, ведь на-
селение Ленинграда необходимо
было обеспечить «молочными про-
дуктами в широком ассортименте
<...> с увеличением выпуска моло-
ка на П О тонн в смену в мелкой
расфасовке*'.
Так, казалось, закончилась ис-
тория одного из петербургских-
ленинградских храмов. А начина-
лось все торжественно, под звон
колоколов, в соответствии с тра-
дициями сооружения на Руси па-
мятных храмов.
К празднованию 300-летия
царствования дома Романовых в
Санкт-Петербурге неподалеку от
Николаевского вокзала, на терри-
тории подворья Федоровского Го-
родецкого монастыря, было реше-
но соорудить юбилейный храм.
Инициатором строительства
мемориального сооружения высту-
пила в 1908 году известная черно-
сотенно-монархическая организа-
ция - Союз русского народа. И ни-
циатива была подхвачена Ф едо-
ровским городецким монастырем,
считавшим себя причастным к со-
бытиям, связанным с воцарением
династии Романовых. Ф едоровс-
кий мужской монастырь Нижего-
родской епархии в древнем городе
Городце, на левом берегу Волги,
был основан в начале XIII века сы-
ном Всеволода Больш ое Гнездо,
великим князем владимирским
Ю рием Всеволодовичем. В этом
монастыре в древности находилась
чудотворная икона Федоровской
Божьей Матери. Позже образ был
перенесен в костромской Ипатьев-
ский монастырь, где 14 марта 1613
года инокиня Марфа благослови-
ла им на царство своего сына, боя-
рина Михаила Романова, давшего
начало новой царской династии.
Предполагалось, что храм будет
иметь такое же историческое зна-
чение, как Владимирский собор в
Киеве, построенный к 900-летию
Крещения Руси, храм Христа Спа-
сителя в Москве, сооруженный в
воспоминание «избавления Церк-
ви и державы Российской от наше-
ствия галлов и с ними двунадесяти
язык*, Казанский собор в Петер-
бурге и Храм Воскресения Христо-
ва, возведенный на месте гибели
императора Александра II.
Планов было много. В мемори-
альны й комплекс, помимо соб-
ственно храма, должна была войти
площадь с памятником Александ-
ру Невскому, музей начала X V II
века, стилизованные под старину
монастырские постройки.
Строительный комитет, руко-
водивший всеми работами по воз-
ведению и декоративному оформ-
лению мемориала, находился под
вы сочайш им покровительством
великого князя Михаила Алексан-
дровича, родного брата императо-
ра Николая И.
Храм строился частично на
пожертвования, и первое в сумме
100
рублей было сделано незадол-
го до смерти Иоанном Кронштадт-
ским. С 1909 года по всем городам
и весям огромной Российской им-
перии шел сбор средств на иостро-
ение памятного храма. Правда, «ца-
релюбивая Россия* не слиш ком
интенсивно жаловала эти средства.
Так, 1 октября 1909 года по всей
стране было собрано около 60 ты -
сяч рублей, в «Л аврских церк-
вах» - не самых малопосешаемых
и бедных - «в течение второй сед-
мицы Великого поста* 1911 года
было собрано и отправлено в ад-
рес комитета 56 рублей 60 копе-
ек, в Успенской церкви в селе Н о-
вая Ж уковка Вольского уезда Са-
ратовской епархии было пожерт-
вовано 20 копеек, а в Старой Жу-
ковке того же Вольского уезда Са-
ратовской епархии - 25 копеек2.
Всего на строительные и деко-
ративно-оформительские работы
было затрачено около
1
миллиона
рублей. И это при том, что весь ком-
плекс из-за начавшихся революци-
онных событий так завершен и не
был. Слова Е. И. Кириченко о хра-
ме Христа Спасителя, который, как
считается, строили также на народ-
ные пожертвования, справедливы и
для нашего случая: «.
..храм Христа
Спасителя сооружался не только на
народные деньги, а в основном на
государственные. Переходящие из
одной публикации в другую сведе-
ния об этом не более чем красивая
легенда. Никаких народных денег
никогда не хватало на столь гран-
диозную стройку*3.
В 1910 году Императорское
Санкт-Петербургское общество ар-
хитекторов объявило конкурс. В
состав комиссии судей входили
известные в то время архитекторы:
Л. Н. Бенуа. Г. Д. Гримм, Вас. А. Ко-
сяков, В. А. Покровский, А. Н. По-
меранцев.
В конкурсе приняли участие
шесть архитекторов. По условиям
конкурса храм-памятник должен
История Петербуі>/а. Лі 5 (39)/2007
предыдущая страница 54 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст