и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
быть построен «по образцам хра-
мов времени воцарения дома Р о -
мановых». Правда, при этом забы-
ли, что «эпоха воцарения дома Ро-
мановы х» - это эпоха С м уты ,
польско-ш ведской интервенции,
разрухи.
С толи ца
переж ивала
польскую оккупацию, пострадало
множество русских больших и ма-
лых городов. Во время разорения
погибли многие опытные мастера,
а другие разбрелись «неведомо
куды*. Говорить о каком-то стиле
в русском зодчестве можно лиш ь
начиная не ранее середины 30-х
годов X V II века, то есть когда Ро-
мановы уже более двадцати лет как
«воцарились». Так что трудно ска-
зать, какие именно образцы для
подражания предлагались конкур-
сантам. Каж дый из них находил
собственный выход из предложен-
ных обстоятельств.
Первые три места на конкурсе
заняли проекты Н. Васильева,
Н. Джорогова и С. Кричинского,
опубликованны е в 1910 году в
ж урнале « Р усски й паломник»,
внимательно следившем за событи-
ями. Проект С. Кричинского занял
лиш ь третье место (из шести). По
мнению некоторых исследователей,
он был «не только худшим из трех,
но и просто откровенно слабым*.
После получения третьей премии
Степан Самойлович Крнчинский
(1874-1923) сообщил о своей готов-
ности представить проект «в пере-
работанном виде, сообразуясь с теми
требованиями, которые.
.. будут выс-
казаны Комитетом*4.
Проект был доработан, и
20
мая
1911 года в Ц арском Селе было
получено согласие Николая II на
постройку храм а-пам ятника по
проекту С. С. Кричинского.
30
мая 1911 года на месте бу-
дущ его строительства храма был
отслужен молебен. Первоначально
закладка самого храма предполага-
лась в июне. Но торжественно за-
ложен он был лишь 5 августа 1911
года. Чин закладки совершал вы-
сокопреосвященный Антоний Во-
лы нский в присутствии великого
князя М ихаила Александровича,
который под первый камень опус-
тил монету времен царя Михаила
Федоровича.
Ю билейный храм - не един-
ственное
здание,
построенное
С. С. Кричинским. Как-то сам он
перечислил двадцать четыре пост-
роенных им сооружения, а также
множ ество разны х конкурсов, в
которы х его проекты завоевали
первые премии и получили награ-
ды. Ему принадлежат и несколько
хорош о известны х сооруж ений.
Среди них доходный дом бухарс-
кого эмира и мечеть в Петербурге,
дома для причта при Федоровском
соборе в Царском Селе; «гениаль-
ным предвидением грядущей эпо-
хи конструктивизм а
* 5
называю т
его дом художника П. Е. Щербова
в Гатчине.
Как писал сам архитектор, в
качестве образца для проекта хра-
ма-памятника им была взята рос-
товская архитектура конца X V II
века, дополненная рядом деталей
из известных русских средневеко-
вых построек: здесь были и Ворот-
ная башня суздальского Спасо-Ев-
фимиева монастыря, и ростовская
Иоанно-Богословская церковь, и
псковские ворота, и типичные кре-
постная стена и звонница, новго-
родские и владимиро-суздальские
закладные кресты, и башня москов-
ского Симонова монастыря.
Использование «прямы х ци-
тат* из памятников архитектуры
эпохи Древней Руси было широко
распространенной практикой в на-
чале X X века. Некоторые современ-
ные исследователи восторженно
относятся к архитектуре храма, не-
которые оценивают ее не слишком
высоко и видят в ней нечто вторич-
ное: вялое и неуклюжее подража-
ние старине, механическую комби-
нацию «цитат» из средневековых
построек, превративших сооруже-
ние в «музей слепков*.
Не стоит слиш ком негативно
оценивать творение С. С. Кричин-
ского. Конечно, строили в то вре-
мя и куда более интересные куль-
товые сооруж ения. О днако надо
отметить, что безликий район, где
возводился памятный храм, в ре-
зультате получил архитектурную
доминанту, оживившую и органи-
зовавшую пространство. Предпо-
лагавшееся приведение в порядок
окружающей территории создава-
ло в центре столицы уголок «Древ-
ней Руси», что очень соответство-
вало национально-романтическим
устремлениям той поры.
После окончания строитель-
ства необходимо было дать достой-
ное оформление интерьерам хра-
ма. В состав Строительного коми-
тета по сооружению храма входи-
ло несколько специальных комис-
сий, руководивш их разными на-
правлениями его деятельности.
Была там комиссия и художествен-
но-историческая, главной задачей
которой была разработка идейно-
художественной программы деко-
ративного убранства храма. В со-
став комиссии входили архитек-
торы Л. Н. Бенуа и А. И. фон Гоген,
а также специалисты по древнерус-
ской худож ественной культуре
В. Т. Георгиевский, Н. П. Лихачев,
Н. В. Покровский6.
Храм был высокий, двухэтаж-
ный. Верхняя и ниж няя церкви
имели по три придела.
В верхнем храме главный пре-
стол был посвящен Федоровской
иконе Богоматери и св. преподоб-
ному М ихаилу Малеину; правый
(ю ж ны й) престол - св. Николаю
Чудотворцу и св. мученице цари-
це Александре: левый (северный)
- св. Алексию М итрополиту и св.
М и хаи л у Тверскому. Св. препо-
добный М ихаил М алеин - ангел
царя М ихаила. Св. Н иколай Ч у-
дотворец и св. царица Александра
- небесные патроны последнего
русского императора и императри-
цы. Св. Алексий митрополит М ос-
ковский - покровитель наследни-
ка престола цесаревича Алексея
Николаевича, а св. князь Михаил
Тверской - брата императора, ве-
ликого князя М ихаила Александ-
ровича.
С удя по документам, храня-
щ имся в Ц ентральном государ-
ственном историческом архиве,
разработка
иконограф ической
программ ы убранства верхнего
храма принадлежала члену худо-
ж ественно-исторической ком ис-
сии Строительного комитета про-
фессору Н. В. Покровскому.
Главным украшением верхне-
го храма был роскошный пятиярус-
ный резной иконостас, позолочен-
ный «под старое золото*. Он был
выполнен по рисунку С. С. Крн-
чинского московским мастером
И. М . Дикаревым. Сам Кричинс-
кий писал о том, что он «при со-
ставлении рисунка иконостаса.
.. ру-
ководствовался для верхних рядов
иконостасом в церкви Грузинской
Божией Матери (приходская цер-
ковь бояр Романовых), а для ниж-
него яруса - иконостасами Я рос-
лавских храмов*7. До наших дней
История Пстсрбурсч. № 5 (39)/2007
предыдущая страница 55 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст