м
3 и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
сохранились лиш ь ф отографии
иконостаса.
Иконы для него писали москов-
ские иконописцы Г И. и М. И. Ч и-
риковы (иконы деисусного и про-
роческого рядов и местные иконы
„ правый придел). М . И. Дикарев
(праздничный ряд и местные ико-
ны в левый придел). В. П. Гурьянов
(местный ряд главного иконостаса)
возможно. Н. С. Емельянов (ико-
ны праотеческого ряда главного
иконостаса и ангельский чин в двух
придельных иконостасах) .
Для многих сегодня фамилии
мастеров, создавших уникальные
иконы для оформления интерьера
храма, ничего не говорят. А ведь
это не простые «богомазы». И Ч и-
риковы. и Дикаревы, и Гурьянов
происходили из старинного иконо-
писного центра - слободы Мстера
Владимирской губернии.
Сегодня М стера - больш ой
поселок во Владимирской облас-
ти, известный своими промысла-
ми - народной вышивкой и лако-
вой миниатюрой на папье-маше.
Эти промыслы имеют давнюю ис-
торию: согласно письменным ис-
точникам, «Богоявленская слобо-
да Мстера» (то есть при Богоявлен-
ском монастыре) сущ ествовала
уже в X V II веке. И уже тогда од-
ним из главных занятий местного
населения было нконописание.
Иконы писали разные: и деше-
вые - «расхожие», которые бродя-
чие торговцы сотнями и тысячами
разносили по огромной Российс-
кой империи и даже православно-
му зарубежью, и дорогие - заказ-
ные «стильные*, выполненные с
высочайшим мастерством и вос-
производившие стили русских
средневековых живописных школ.
После отмены крепостного пра-
ва многие крестьяне смогли поки-
нуть свои деревни и отправились
в города искать счастья. По-внди-
мому, среди таких «переселенцев*
оказались и мстерские мастера-
виртуозы, уже имевшие некото-
рые связи среди столичных кол-
лекционеров и просто высокопос-
тавленных богатых заказчиков. В
Москве они основали иконопис-
ные мастерские, куда пригласили
наиболее талантливых и добросо-
вестных односельчан. Из этих ма-
стерских выходили иконы очень
высокого уровня - иногда отдель-
ные образы, иногда - целые иконо-
стасы и даже храмовые комплек-
сы. Там же реставрировали или,
как тогда говорили, «чинили*
древние памятники, а также нс
брезговали и подделывать их. Зас-
луги иконописцев были оценены:
М. И. Дикарев в свое время был
поставщ иком
двора
великого
князя Сергея Александровича,
В. Г1. Гурьянов - императорского
двора (его дочь Зоя была даже цар-
ской крестницей), И. М . Дикарев
стал придворным поставщиком его
императорского величества (прав-
да, не за иконописные, а за иконос-
тасные работы).
Во всей той иконописной ар-
тели только Н. С. Емельянов был
родом не из Мстеры, а из Калужс-
кой губернии. Однако выполнен-
ные им иконы но своим професси-
ональным и художественным дос-
тоинствам были ничуть не хуже
мстерских. Ведь не зря почти од-
новременно ему был заказан ико-
ностас для Ф едоровского (тоже
ю билейного) собора в Царском
Селе. Незадолго до того он закон-
чил иконостас для храма-памятни-
ка в память
100
-летия битвы наро-
дов в Лейпциге.
Иногда написанные для иконо-
стаса верхнего храма иконы назы-
вают «копиями» древних икон.
Однако они написаны «в стиле на-
чала X V II века» или «по образцу
Строгановского письма X V II века».
Некоторые жертвователи пре-
подносили юбилейному памятно-
му храму не деньги, а иконы, пред-
меты утвари, богослужебные тка-
ни. Иногда высказывались пожела-
ния оплатить изготовление иконы
с изображением конкретного свя-
того или предмет убранства храма.
По заказу и на средства, собранные
среди членов Строительного коми-
тета. М. И. Дикарев написал боль-
шой образ «Св. Михаил Малеин,
предстоящий Богородице*. Его
старший
сын,
«нконостащик»
И. М. Дикарев, выполнил для той
иконы резной киот в стиле X V II
века. Самарская земская управа
оплатила икону св. Алексия М ит-
рополита, а также изготовление
киота и подсвечника к ней. Вся та
работа, в том числе и живописная,
была выполнена И. М. Дикаревым.
По всему храму установили
специальные наклонные столики -
аналои, и киоты, выполненные в
стиле храма, где были помещены
иконы с изображением святых, со-
именных членам царской семьи
(св. Николая Чудотворца, св. Алек-
сандра Невского, св. Марии М аг-
далины), а также с изображением
популярны х
в
России
святых
(св. Сергия Радонежского, св. Геор-
гия Победоносца), наиболее почита-
емых праздников (Покрова Богоро-
дицы) и богородичных икон (Вла-
димирской, Казанской, Тихвинской,
Всех скорбящих радость). На сто-
ящие перед иконостасом аналои
выкладывались и иконы-святцы: на
них были изображены ряды святых
и праздников, память которых отме-
чена в специальных богослужебных
книгах - минеях. Многие из тех
икон были написаны отцом и сы-
ном - М. И. и М. М. Днкаревыми.
В храме висело большое пани-
кадило, выполненное в виде шап-
ки Мономаха.
15
января 1914 года в присут-
ствии царя был освящен главный
придел храма, и мемориальное со-
оружение получило официальное
наименование «Соборный храм
иконы
Ф еодоровской
Божией
Матери и Святого Благоверного
Великого Князя Александра Н е-
вского в память 300-летня царство-
вания Дома Романовых».
По окончании строительства
за работы в храме-памятнике ряд
его участников получил награды,
звания, благодарности. После ос-
вящения верхнего храма «иконос-
тащ нк Дикарев* и архитектор
Кричинский были представлены
«лично» государю императору.
И. М . Дикарев получил звание
придворного поставщика его импе-
раторского величества, а С. С. Кри-
чинскому был пожалован орден
Св. Владимира 4-й степени. «Вы-
сочайшая благодарность* была
объявлена и ученым - Н. В. По-
кровскому, Н. П. Лихачеву, В. Т. Ге-
оргиевскому.
После освящения главного пре-
стола декоративные работы в хра-
ме продолжились. По условию
конкурса предполагалось, что ниж-
ний храм будет однопридельным
«в стиле эпохи Александра Н е-
вского». В нем было желательно
устройство «усыпальницы для вре-
менного положения покойников»,
часовни с отдельным входом и
книжной лавки. Однако впослед-
ствии планы изменились - и ниж-
ний храм, получив развитое соот-
Испю
1
>ия Пете
1
)бур/п. М 5 (
3 9 )
/200
/
предыдущая страница 56 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст