3 и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
ветствующее идейное обоснова-
ние, стал восприниматься как не
менее важный, чем основной, вер-
хний, храм.
Главный придел нижнего хра-
ма предполагалось освятить во имя
св. благоверного князя Александра
Невского и св. преподобной Марии
Магдалины; левый придел - во имя
св. праведного Филарета Милости-
вого; правый придел - во имя
св. преподобной Марфы.
Св. Александр Н евский и св.
Мария Магдалина - небесные пат-
роны императора Александра III и
императрицы Марии Федоровны -
родителей царствовавшего в юби-
лейный год царя Николая II, как
впоследствии сложилось, после-
днего из династии Романовых, а св.
праведный Ф иларет и св. препо-
добная Марфа - небесные патро-
ны родителей первого русского
царя династии Романовых Ф едо-
ра Никитича Романова и Ксении
Ивановны Ш естовой.
Правый и левый приделы ниж-
него храма были освящены 7 сен-
тября 1913 года. При освящении
придела св. преподобной Марфы
богослужение совершал епископ
Гдовский Вениамин (Василий Ка-
занский). Ч то касается главного
придела, то в документах упом и-
нания о его освящении до револю-
ции отсутствуют. Есть сведения о
том, что это произошло лишь осе-
нью 1920 года.
Согласно документам, в ниж -
нем храме «выбор образов для
иконостаса.
.. равно избрание ико-
нописца и составление условий
заказа произведено при просве-
щенном и всегда благожелатель-
ном содействии В. Т. Георгиевско-
го и барона С. П. Корфа. При вы-
боре икон, Царских врат, Северных
и Ю ж ны х дверей имелось в виду
дать лучшие и характерные образ-
цы преимущественно древне-гре-
ческого и Новгородского письма,
находящ ихся как в церквах, так
музеях и частных собраниях.
.. Х а-
рактер иконостаса, по письму икон
XII и X V веков, греческого и древ-
не-новгородского, и по размерам
икон, сборный. Заказ дан Москов-
скому иконописцу Чирикову»9.
Собственно иконостас в ниж -
нем храме предполагался мрамор-
ный, в виде алтарной преграды, как
это было во времена Александра
Невского. Впоследствии его вы-
полнили из «Коломенского кам-
ня*. Он был заказан фирме «Оло-
вяшников и сыновья», а изготов-
ляли его в мастерской Захарова в
М оскве по «детальному рисунку
академика Кричинского».
В этом иконостасе был только
один, местный ряд икон.
Ведя переговоры с Чириковым,
комитет особое внимание обращал
на то, чтобы копии икон были точ-
ными, чтобы фоны икон были не
красочным и ( « грязно-зеленоваты-
мн>), как предполагалось первона-
чально, а золотыми. Правда, позже
было решено оставить золото на
фонах только двух икон - Спас
М окрая Брада (в главном приде-
ле) и Спас Ярое О ко (в правом
приделе), а в остальных заменить
«подходящей краской».
В отличие от икон верхнего
храма, которые были написаны «в
стиле» X V II века, но не являлись
копиями конкретных памятников,
образа для ниж него иконостаса
должны были представлять собой
копии с произведений древнерус-
ского искусства. П од понятием
«точная копия» в ряде случаев
подразумевалось скорее «иконог-
рафическое повторение», так как
в качестве образцов предлагались
прориси, а не конкретные памятни-
ки, также одна из икон псковской
школы должна была быть написа-
на «новгородским письмом». В
качестве образцов были исполь-
зованы главным образом иконы
из М узея Александра III, частных
собраний
(И . С .
О стро ухо ва,
А. И. Анисимова).
О сенью и зимой 1917 года в
храме еще шли строительные и де-
коративны е работы. Убранство
нижнего храма завершено так и не
было. 1 января 1918 года «вслед-
ствие
изсякновения
средств»
Строительны й комитет окончил
свою деятельность. Комитет выс-
казал пожелание, чтобы начатое
дело было все же благополучно за-
вершено.
В ноябре 1919 года Совет ра-
бочих и крестьянских депутатов
Первого городского района заклю-
чил с церковно-приходским сове-
том договор, по которому храм был
передан в пользование верующим.
С начала 1920-х годов положение
стало меняться, были изъяты цер-
ковные ценности. В 1932 году храм
был закрыт, а его здание передано
молочному предприятию. При пе-
ределке Ф едоровской церкви в
молочны й завод верхний храм,
ставш ий цехом по производству
молочных продуктов, был разде-
лен на три этажа железобетонны-
ми перекрытиями и дополнен опо-
рами. Затем были возведены до-
полнительные этажи над западной
частью церкви для размещения гам
дирекции завода. Купола были
сняты, а позже убраны и барабаны.
Вокруг здания появились много-
численные постройки хозяйствен-
ного назначения.
В настоящее время храм пере-
дан в ведение церкви. В нем актив-
но ведутся восстановительные ра-
боты. Е сть планы воплотить в
жизнь неосуществленные проекты
начала X X века - «обустроить»
окружающую территорию, органи-
зовать музей, сделать храм не толь-
ко центром церковной, но и куль-
турной жизни.
1
Цнт. по: Судьба храма —
судьба России. Храм Феодоровской иконы Божией
Матери / Сост. А. Сорокин, А. Зимин. СПб., 2006. С. 100.
2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 6. Д. 15.
Л. 51, 76 и 77 (24 марта 1911 г.).
3 Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и
создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813-1931. М., 1992. С. 270.
* Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА
СПб). Ф. 826. Оп. 1. Д. 1. Л. 117—117 об. (3 нюня 1910 г.).
5 Саблин И. Д. Степан Крнчинский / / Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало
XX в. СПб.
. 1998. С. 836-837.
6 РГИА. Ф. 560. Оп. 26. Д. 919. Л. 8 (1911 г.).
7
Крнчинский С. С. Храм в память 300-летия дома Романовых / / Зодчий. 1914.
№ 11. С. 122-123.
8 Местный ряд - ЦГИА СПб. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45. Л. 7-7 об. (8 декабря 1912 г.);
праздники - ЦГИА СПб. Ф. 826. Оп. 1. Д. 49 а. Л. 1-1 об. (1912 г.); Денсус и
пророки - ЦГИА СПб. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45. Л. 2-2 об. (7 сентября 1912 г.); праотцы
и Ангелы - ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Д. 2. Л. 6 (1918 г.).
'
ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Д. 2 (1 августа - 16 сентября 1918 г.).
Иттрия Петербурга. М 5 (39)/2007
предыдущая страница 57 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст