з и с т о р и и к о н ф е с с и и в П е т е р б у р г е
о 8
военным духовенством в начале
X IX века явилось учреждение в
войсках особых вспомогательных
должностей - полевых и корпус-
ных обер-священников и главных
полевых священников.
Первое назначение полевых
обер-священников для действую-
щей армии состоялось в 1812 году
согласно учреждению 17 января
1812 года положения об управле-
нии действующей армией. В пос-
ледую щ ей истории управления
военным духовенством' по требо-
ванию обстоятельств того време-
ни были учреждены звания корпус-
ных и дивизионных благочинных,
назначаемых главными священни-
ками и подчиненных в свою оче-
редь корпусным обер-свящ енни-
кам. В 1814 году высочайшим ука-
зом об управлении военного депар-
тамента был утвержден штат гвар-
дейского корпуса, который состо-
ял из 14 чинов, в числе которых
был и протоиерей А. Торопогриц-
кий в качестве корпусного священ-
ника. С 1 января 1816 года А. То-
ропогрнцкий стал именоваться «во
уважение отличной служ бы
и
подъяты х трудов
в
кампанию
1812-1814 гг.» обер-с вя щен ни ком
главного его императорского вели-
чества штаба с поручением управ-
лению его свящ еннослуж ителей
всех гвардейских полков. При этом
самому А. Торопогрицкому указа-
но было состоять под непосред-
ственным ведомством Св. синода
с назначением его в малую церковь
Зимнего дворца. Таким образом,
произошло образование отдельно-
го, независимого от обер-священ-
ника армии и флота, управления
духовенством гвардейского ведом-
ства, надолго сохранившего свою
полную самостоятельность.
В 1827 году в ведение обер-
священников перешли неподвиж-
ные госпитальные, крепостные, ба-
тальонные и тому подобные церк-
ви. В связи с таким значительным
увеличением
числа
подведом-
ственного духовенства в 1829 году
было повышено жалованье обер-
священникам и полевым священ-
никам.
В 1836 году в ведение обер-
священника Главного штаба пере-
шло также и придворное духовен-
ство, что также подтверждает от-
сутствие различий в задачах воен-
ного и епархиального духовенства.
При этом обер-свящ енник полу-
чил сан протопресвитера. В 1844
году при объединении корпусов
отдельного гвардейского с грена-
дерским высочайш им указом от
10
ноября духовенство гренадер-
ского корпуса, состоявшего из 16
полков, объединенных в 4 диви-
зии, переш ло из ведения обер-
свящ енника арм ии и ф лотов к
обер-священнику Главного штаба,
переименованном у в обер-свя-
щенника гвардейского и гренадер-
ского корпусов.
Указом 17 января 1853 года
обоим обер-священннкам - армии
и флотов и гвардии и гренадер -
были предоставлены права вести
расследование по проступкам свя-
щеннослужителей их ведомств в
соответствии с правилами о суде в
Уставе духовных консисторий.
В 1858 году указом от 27 сен-
тября обер-свящ енники (как ар-
мейских штабов, так и полевых
арм ий) бы ли переименованы в
главных священников. После вы-
деления из епархиального ведения
усложнилась структура управле-
ния институтом военного духовен-
ства. Она стала приобретать черты
приспособления к условиям ар-
мейской службы. Еще в 1812 году
в соответствии с Учреждением для
управления большой действующей
армией в состав штабов отдельных
корпусов была введена должность
корпусного священника. Уставом
1846 года она признана постоян-
ной. Однако эта должность зани-
малась всего три раза, и только в
одном случае она оказалась дей-
ствительно необходимой - при
штабе Кавказского корпуса. При
переименовании его в 1858 году в
армию корпусной свящ енник по-
лучил наименование обер-священ-
ника Кавказской армии.
Тем же Учреж дением
1812
года для действующей армии в со-
став Главного штаба была введена
постоянная долж ность полевого
обер-свящ енника. П о делам д у-
ховного ведомства он состоял в не-
посредственном подчинении у
обер-священника армии и флота,
а по военным - под начальством
деж урного
генерала.
П олевой
обер-свящ енник имел в своем
подчинении дивизионных благо-
чинных и через них осуществлял
наблюдение за полковы ми св я -
щенниками. Должность благочин-
ного была учреждена еще при Пав-
ле I, но общая инструкция состав-
лена только в 1828 году. Компетен-
ции благочинны х изменялись в
соответствии с обстоятельствами
и до 1890 года так и не были опре-
делены окончательно3.
Таким образом, к началу 1880-х
годов институт военного духовен-
ства представлял структуру, состо-
явшую из двух управлений главных
священников - гвардии и гренадер,
армии и флотов - и схожего с ними
управления главного священника
Кавказской армии. Не было четко
выстроенной иерархии, не была
отлажена система благочинничес-
кого надзора. Структура управле-
ния институтом военного духовен-
ства в основных чертах соответ-
ствовала структуре епархиального
управления: архиерей - главный
свящ енник, викарий - полевой
главный священник, благочинный
- дивизионный благочинный. Ос-
новны ми видами деятельности
института оставались богослужеб-
ная и пастырская.
Военное духовенство заботи-
лось о воспитании в войсках духа
веры, благочестия и воинской дис-
циплины , терпения, мужества и
самопожертвования. Основной за-
дачей было воспитание любви к
Богу, верности православию, сде-
лать воина человеком, проникну-
тым христианским настроением,
исполняю щ им свои обязанности
не из-за страха угроз и наказания,
а по глубокому убеждению в свя-
тости своего воинского долга:
«Главная задача военных пастырей,
проповедуя слово Бож ие перед
военными людьми, наставлять их
в неизменных обязанностях воина,
в благочестии, беспредельной вер-
ности государю, повиновении на-
чальству и усердии к службе
...»4
Основные направления и фор-
мы деятельности военного священ-
ника можно условно разделить на
богослужебные и внебогослужеб-
ные. Богослужебная деятельность
включала в себя проведение литур-
гий, молебнов, чтение проповедей,
исповедь военнослужащих. В на-
значенный командиром час они
были обязаны совершать богослу-
жения в войсковых церквах в вос-
кресные, праздничные и «высоко-
торжественные» дни, поучать вои-
нов «истинам православной веры
и благочестия», вести беседы и чте-
=
История Петербурга. М
5
(39)/2007
предыдущая страница 59 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст