и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
ния, утешать больных в лазаретах.
В их обязанность входило также
ограждать личный состав подраз-
делений «от вредных учений», ис-
правление «нравственны х недо-
статков», предотвращ ение «от-
ступления от православной веры».
Внебогослуж ебная деятель-
ность военных свящ енников со-
ставляла сбор и обобщение инфор-
мации благочинным о моральном
состоянии войск. О б этом они пе-
риодически информировали про-
топресвитера военного и морского
духовенства и Св. синод, а после-
дние - царя. Так инф ормация о
«душевном состоянии» войск до-
стигала царя, минуя военного ми-
нистра. В подразделениях прово-
дились различные беседы, в том
числе антиалкогольн ы е. О том
значении, которое придавалось
внебогослужебной работе, свиде-
тельствует тот факт, что еще с 1885
года, согласно особом у приказу
главного свящ енника армии фло-
та, проведение бесед полковы м
священником стало обязательным
элементом его служ ебной и пас-
тырской практики.
С 1890 года двумя выпусками
в месяц начал выходить первый пе-
риодический журнал для военного
духовенства «Вестник военного ду-
ховенства», а затем — «Вестник во-
енного и морского духовенства».
В военное время полковые свя-
щенники проявили немало добле-
сти, поддерж ивая дух войск во
время сражений. М ногие из них в
критические моменты боя с крес-
том в руке шли впереди солдат, соб-
ственным примером увлекая их на
противника. Стоит отметить, что
награды в России давались в соот-
ветствии с чинами, поэтому пол-
ковые свящ енники, которые при-
равнивались по чину примерно к
армейским капитанам, обычно по-
лучали ордена Святой Анны 3-й и
2-й степеней и Святого Владими-
ра 4-й степени. Благочинные диви-
зий, корпусов и армий могли рас-
считывать и на Святого Владими-
ра 3-й степени. На кресты этих ор-
денов, полученные за отличия в
боях, добавлялись скрещ енны е
мечи. Орден Святого Георгия не
входил в систем у старш инства
российских орденов, а случаи на-
граждения им военных священни-
ков были единичными и только за
беспримерны е личны е подвиги.
Военные священники могли поощ-
ряться и специальными духовны-
ми наградами: за боевые отличия
их производили в протоиереи,
представляли к скуфье и камилав-
ке, награждали тремя видами зо-
лотых наперсных крестов: на Геор-
гиевской ленте, из Кабинета его
императорского величества и от
Священного синода.
Войны X X века - Русско-япон-
ская и Первая мировая - дали мно-
жество примеров героизма воен-
ных пастырей. По неполным дан-
ным, в годы Первой мировой вой-
ны военные священники были удо-
стоены 14 орденов Святого Геор-
гия 4-й степени, 85 орденов С в я -
того Владимира 3-й степени с ме-
чами, 203 орденов Святого Влади-
мира 4-й степени с мечами, 304
орденов Святой Анны 2-й степени
с мечами и 239 орденов Святой
Анны 3-й степени с мечами, а так-
же 227 золотых наперсных крестов
на Георгиевской ленте.
Окончательно институт воен-
ного духовенства был расформи-
рован декретом советской власти
от 16 января 1918 года за № 39, от-
делившим армию от Церкви.
В вооруженных формировани-
ях белых армий оставались воен-
ные священники. Кроме того, в со-
ставе колчаковской армии сущ е-
ствовали дружины Святого Крес-
та. Вопрос об истории друж ин
Святого Креста сейчас недостаточ-
но хорош о изучен, но на основе
мемуарной литературы
мож но
предположить, что они возникали
как добровольческие формирова-
ния на волне антибольшевистской
борьбы. Исходя из «Положения о
дружинах Святого Креста» войти
в их состав мог лю бой человек,
даже не христианского исповеда-
ния, желающий бороться с боль-
шевиками. В условиях Гражданс-
кой войны, постоянного кадрово-
го голода, хронической ненадеж-
ности ряда подразделений для ста-
билизации
ф ронта
появилась
идея крестового похода против
большевиков, которая, по мысли
авторов, должна была сплотить на-
селение Сибири вокруг антиболь-
шевистских сил и привлечь добро-
вольцев в армию.
В экспозиции Государственно-
го музея истории религии выстав-
лен значок, который ряд исследо-
вателей приписы вает друж инам
Святого Креста. Однако вопрос о
принадлежности этого знака пока
остается открытым.
1
Невзоров Н. Управление духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875. С. 37.
1
Очерки по истории управления военным и морским духовенством / / Вести, воєн, духовенства. 1898. .V 11. С. 54; Ьарсов 1.
Об управлении русским военным духовенством. СПб.
. 1879. С. 21-45; Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным
и морским духовенством за минувшее столетне (1800-1900 гг.). СПб., 1900. С. 31-35; Невзоров Н . кахсоч. С. 34 41.
5 Шавельскнн Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Порк. 19э4.
* Российский государственный военный архив. Ф. 25893. Оп. 1. Д. 7. Л. 113.
История Петербурга. М 5 (39)/2007
предыдущая страница 60 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст