и с т о р и и к о н ф е с с и й
в П е т е р б у р г е
жение трезвенников-чуриковцев.
В их составе - различные издания,
брошюры и журналы, обличающие
пьянство.
Долгое время в музее находи-
лись личные вещи Ивана Чурико-
ва, основателя общины трезвенни-
ков. В 1991 году музей возвратил
их его последователям.
Иван Алексеевич Ч уриков,
проповедник трезвости, воздержа-
ния и вегетарианства, обладавший,
как и многие народные пророки,
даром внушения, боролся с пьян-
ством, опираясь на внутренние ре-
сурсы человека, желавшего побе-
дить зло и освободиться от своего
пристрастия к алкоголю. Д виж е-
ние чуриковцев, рассматриваемое
как проявление народной религи-
озности, обсуждалось в среде пе-
тербургской интеллигенции. Так,
активный участник Религиозно-
философского общества Д. В. Ф и -
лософов, бывавший на их собра-
ниях, считал, что «братцы* (так
они называли себя сами) выража-
ют суть народного христианства,
заключающегося в стремлении к
обожествлению человека2.
Первоначально в церковных
кругах благосклонно отнеслись к
проповеднику трезвости, взявше-
муся толковать евангельские тек-
сты. В 1900 году петербургский
митрополит А нтоний (Вадковс-
кий) встречался с И. А. Чуриковым.
После встречи Святейш ий синод
разрешил ему регистрацию обще-
ства в количестве
120
человек.
Пьянство в народном воспри-
ятии не было болезнью или соци-
альной язвой, оно мыслилось как
следствие помрачения божествен-
ного начала в человеке. Чуриков-
цы свой отказ от пьянства пережи-
вали как момент духовного воз-
рождения. В трудах по психологии
религиозный опыт, подобный тому,
который переживался чуриковца-
ми, многократно описан. О снов-
ные его вехи: первоначальное па-
дение, встреча с учителем, искрен-
нее раскаяние, обретение веры,
путь к новой жизни. Основателя
движения И. А. Чурикова доволь-
но скоро в народе стали восприни-
мать как ж ивого бога, могущ его
творить чудеса и давать исцеление.
Его беседы становились все более
массовыми. В тех местах, где они
проводились, собирались огром-
ные толпы людей, желавших по-
слушать учителя. Во время бесед
многие плакали навзрыд, сокруша-
ясь о своих грехах3. Начавшееся в
Петербурге движ ение довольно
быстро распространилось и в дру-
гих регионах.
Иван Чуриков родился 15 ян-
варя 1861 года в крестьянской се-
мье в деревне Передовой Поселок
Александро-Гайской волости Но-
воузенского уезда Самарской гу-
бернии. В 1889 году после ряда не-
счастий, обрушившихся на семью,
он изменил свою жизнь, наложил
на себя обеты и отправился стран-
ничать. Летом 1893 года появился
в Кронштадте и примкнул к после-
дователям о. Иоанна Кронштадтс-
кого, проповедовавшего среди ме-
стной бедноты против пьянства.
Вскоре И. А. Чуриков перебрался
в Петербург, где начал проводить
регулярные беседы. Весть о нем
бы стро распространилась среди
жителей Петроградской стороны,
где Чуриков жил на Средней Кол-
товской ул., д. 13/14.
Вскоре после регистрации об-
щины Церковь изменила отноше-
ние к И. А. Чурикову, чья популяр-
ность среди жителей окраин Пе-
тербурга неуклонно росла. В ре-
зультате он был выслан из столи-
цы и на некоторое время заключен
в Суздальский Спасо-Евф имьев
монастырь. Вернулся И. А. Ч ури-
ков опять на Колтовскую. Его при-
верженцы, которых было уже не-
мало, ждали его возвращения с не-
терпением. На Петровском остро-
ве был снят дом с залом, вмещав-
шим около 2000 человек. Он стал
служить местом регулярных собра-
ний трезвенников. В 1905 году в
Вы рице трезвенники приобрели
большой участок земли. В следу-
ющем году на левом берегу Ореде-
жа они выстроили большой двухэ-
тажный дом для И. А. Чурикова и
прислуж ивавш их ему «сестриц*,
среди которых была Груня, сопро-
вождавшая его во время ссылок.
На первом этаже Чуриков прово-
дил беседы. Колония в Вы рице
разрасталась, хозяйство богатело
за счет добровольного труда бла-
годарных своему учителю чури-
ковцев. В поселке трезвенники ос-
тавили о себе добрую память. Они
построили мост через Оредеж,
проложили водопровод, содержа-
ли пож арную команду. В 1911 —
1912 годах неподалеку от железно-
дорожной станции Обухово трез-
венники построили еще один дом
с большим залом. Тот дом, позже
прозванный Чуриками, стал мес-
том
массового паломничества.
Люди шли к братцу Иоанну со сво-
ими немудреными бедами, излагая
их суть на записочках. Ответы они
получали через «сестриц*. В ос-
новном И. А. Чуриков призывал
просителей к посту и молитве.
И. А. Чуриков, проповедуя свое
учение, толковал христианство так,
как он его понимал. Конфликт меж-
ду ним и православной церковью
был неизбежен. В 1910-1911 годах
беседы
Ч урикова
посещал
И. М. Трегубов, участник Религи-
озно-философских собраний. Он
начал стенографировать беседы
братца Иоанна и позже их издал'.
Анализируя свои
впечатления,
И. М . Трегубов говорил о завора-
живающей власти голоса И. А. Ч у-
рикова. Будучи записанными, его
речи часто казались невразумитель-
ными. После публикации «Бесед*
в православной печати появились
разоблачающие И. А. Чурикова
статьи. Дескать, учил И. А. Чури-
ков по-сектантски и вел слушате-
лей своих к отторжению от Церк-
ви5. Началось следствие, закончив-
шееся судом, на котором было рас-
смотрено дело о самозванстве и сек-
тантстве Ивана Чурикова. Предста-
вители церкви назвали его лжепро-
роком и осудили его учение, по ко-
торому выходило, что жизнь - не
средство к достижению иной жиз-
ни, как учит церковь, а сама по себе
цель, и поэтому имеет ценность.
И. А. Чуриков учил, что Христос -
не спаситель мира, искупитель гре-
хов человеческих, а учитель правед-
ной и благочестивой жизни, вести
которую может каждый. С церков-
ной точки зрения, это страшное заб-
луждение. По учению И. А. Чурико-
ва выходило, что он никак не мень-
ше, чем Иисус, потому что тоже спа-
сает от греха человеческие души. Пе-
тербургский миссионерский совет
отлучил братца Иоанна от Святого
Причастия и от других таинств и на-
значил наблюдение за ним двух чле-
нов совета. И. А. Чуриков пытался
доказать церковным иерархам, что
он верный сын Церкви, но при этом
он не отказывался от веры в свою
избранность и особую миссию. Брат-
цы и сестры, почитая его как спаси-
теля, поддерживали в нем эту веру.
6 1
История Петербур/а. М я (39)/2007
предыдущая страница 62 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст