з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
После революции, в 1918 году,
община в Вырнце была зарегист-
рирована в Ц арскосельском зе-
мельном отделе как трудовая сель-
скохозяйственная коммуна. В 1927
году в общине трезвенников нача-
лись первые аресты. Чуриков был
арестован и приговорен О собы м
совещанием при коллегии О Г П У
к трем годам лишения свободы. В
1933 году жизнь народного проро-
ка и учителя, почти неграмотного,
но умевшего находить слова, кото-
рые возвращали людей к жизни,
закончилась на пересыльном пун-
кте из одного лагеря в другой.
Конечно, не только Иван Ч у -
риков пытался помочь отчаявшим-
ся и опустивш имся людям. М н о -
гие православные священники на-
ставляли свою паству, укрепляли
верующих людей в их стремлении
к трезвой и чистой христианской
жизни. В 1912 году в Петербурге
насчитывалось 13 православных
обществ трезвости, сущ ествовав-
ш их как добровольные объедине-
ния при приходских храмах. Пер-
вым из них было Александро-Не-
вское общество трезвости. Оно было
основано в 1898 году священником
церкви Воскресения Христова о.
Александром Васильевичем Рожде-
ственским, который бессменно ру-
ководил им до своей смерти в 1905
году6. Его сменил о. Петр Алексее-
вич Миртов. Центром этого обще-
ства трезвости был комплекс зда-
ний на рабочей окраине города, в
районе, который назывался Вар-
шавкой. Там на переданном городс-
кой думой участке земли в 1894
году была освящ ена деревянная
церковь. На смежном участке, от-
данном в собственность обществу
Министерством путей сообщения,
в 1896-1897 годах был построен ка-
менный дом для библиотеки и шко-
лы на 150 учащихся. Вскоре дере-
вянная церковь не могла вместить
всех прихожан, приходивших слу-
шать проповеди о. Александра. В
1904 году была заложена новая ка-
менная церковь Воскресения Хрис-
това (проект архитекторов Г. Д. Грим-
ма, Г. Г. фон Голи, А. Л. Гунна). Храм
строился на средства Общества рас-
пространения религиозно-нрав-
ственного просвещения в духе пра-
вославия и на добровольные по-
жертвования. Часть денег была по
повелению м инистра ф инансов
С. Ю. Витте выдана из государ-
6 2
ственной казны. Члены Общества
трезвости собрали на строитель-
ство 51 тысячу рублей. На деньги
жертвователей был отлит тысяче-
пудовы й
колокол,
названны й
о. Александром в честь основателя
Общества трезвости Рождествен-
ского. 14 декабря 1908 года церковь
Воскресения Х р и стова освятил
митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Антоний. Особенно
многолюдно в церкви было 19 де-
кабря, в день св. Вонифатия, счи-
тавшегося избавителем от запоя.
Население города быстро рос-
ло, увеличиваясь за счет приез-
жих, в основном выходцев из де-
ревни, поступавш их в услужение
или искавш их заработок на фаб-
риках и заводах. Тот, кто попадал в
сложные ситуации, не мог приспо-
собиться к городской жизни, час-
то оказывался на ее дне, пополняя
армию босяков, воров, пьяниц,
проституток, населявш их многие
кварталы в Петербурге, которые
являли удручающие картины чело-
веческого падения и вырождения.
Александро-Невское общество
не было единственным, но оно было
самым результативным, успешнее
всего работало с городской бедно-
той. Деятельность общества скла-
дывалась из ряда направлений7.
Первым и основным была пропо-
ведь, обязательно звучавшая в хра-
ме в воскресные и праздничные
дни. Проповедь могла быть обле-
чена в форму бесед и церковных
поучений, обращенных к тем, кто
намеревался дать обеты трезвости
и стать членом общества. С р ед-
ством, укрепляю щ им дух христи-
ан, члены общества считали учас-
тие в общенародном пении, крест-
ных ходах и паломничествах. Три
раза в год соверш ались большие
крестные ходы в Александро-Не-
вскую лавру, в Сергиевскую пус-
тынь, к Казанскому собору. Особое
место в жизни общества занимали
чтения, сопровождаемые толкова-
ниями, после которых раздавались
бесплатные брошюры. В 1913 году
общество отмечало свое 15-летие.
За это время им было издано 527
различных книг и брошюр для на-
рода, зарегистрировано 970 140
трезвенных обещаний, произнесе-
но 25 140 проповедей и бесед8.
О т тех, кто вступал в общество
трезвости, требовалось полное воз-
держание от вина, произнесение
=
Иттрия Петербурга.
Л? .5
(39)/2007
обета трезвости, предполагающего
вступление на путь благочестия и
добронравия. Вставш ие на этот
путь были готовы к избавлению от
недуга собственны ми усилиями.
Трезвенные обещания произноси-
лись в присутствии священников.
Имена тех, кто их дал, записыва-
лись в книгу трезвости. Нарушив-
шие обеты из общ ества изгоня-
лись. Ч лены общ ества должны
были материально его поддержи-
вать. Они вносили в казну ежеме-
сячно по 10 копеек. Члены обще-
ства следили за порядком в храмах,
посещали давш их обет трезвости
на квартирах. В крестны х ходах
несли кресты, хоругви, образа. В
случае несчастья члены общества
могли рассчитывать на материаль-
ную помощь.
Свидетельством популярнос-
ти общества стал первый праздник
трезвости, который прошел в Пе-
тербурге в сентябре 1912 года. В том
же году Николай II, высоко оце-
нив заслуги общества, пожертво-
вал ему императорскую яхту «Ма-
рево* для устройства на ней церк-
ви и противоалкогольного музея.
Однако дело отрезвления наро-
да шло медленно. Попечительства
о народной трезвости с возложен-
ной на них миссией не справились.
Постепенно они стали закрываться.
Становилось все более очевидным,
что трактиры и распивочные куда
притягательнее для бедноты, чем
библиотеки и чайные, которые дол-
жны были их заменить.
8
декабря 1909 года в Санкт
Петербурге в Дворянском собра-
нии открылся Первый Всероссий-
ский съезд по борьбе с народным
пьянством, сопровождавшийся ан-
тиалкогольной вы ставкой в Н а-
родном доме на Петроградской
стороне. Среди участников съезда
были представители политических
партий, различных конфессий, а
также врачи, учителя. В некоторых
докладах отчетливо прозвучали
обвинения правительства в спаи-
вании народа и требования отме-
нить государственную монополию
на торговлю алкоголем. П рисут-
ствовавшее на съезде православное
духовенство выражало сожаление,
что участие Церкви в его работе
незаметно. Н е бы ло ни привет-
ствия Синода, ни торжественного
молебна. На съезде возникли раз-
ногласия, которые привели к тому,
предыдущая страница 63 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст