истории конфессий в Петербурге
ЧТО свящ енники его покинули.
Причиной стал отказ съезда при-
нять резолю цию о религиозно-
нравственных основах школьного
образования. М ногие участники
съезда считали, что пьянство име-
ло социальные корни, следователь-
но, избавление от него не могло
происходить только на основании
нравственно-религиозного воз-
рождения личности. Церковь зани-
мала
в этом вопросе иную позицию.
Обозначившиеся среди побор-
ников трезвости разногласия выз-
вали необходимость созыва следу-
ющего съезда. Его организаторами
стали священники П. А. Миртов,
ру ководител ь Александре- Неве ко-
го общества трезвости, и Н. А. Лю -
бимов, председатель Московского
епархиального общества борьбы с
народным пьянством. Активное
участие в подготовке и работе съез-
да принял также М . Д. Челышев,
депутат 3-й Государственной думы9.
Всероссийский съезд практических
деятелей по борьбе с пьянством про-
шел в Москве с
6
по 12 августа 1912
года. Он принципиально отличался
от предыдущего, на котором голос
Церкви почти не был слышен. Осо-
бо был отмечен доклад П. А. Мир-
това о необходимости совершенно-
го отказа от алкоголя пастырей цер-
кви. На съезде было принято реше-
ние о преобразовании Александро-
Невского общества трезвости, ко-
торое смогло распространить свое
влияние на всю страну, во всерос-
сийское братство.
В настоящее время в Санкт-
Петербурге восстановлены и актив-
но действуют православные обще-
ства трезвости, зарегистрированы
две общины трезвенников-чури-
ковцев. Но до осуществления при-
зыва «Трезвость - норма жизни»
по-прежнему далеко.
. фрцдман М. Н. Винная монополия. Пг., 1916. Т. 2. С. 519-530. 610-617. Такала И. Р. Веселие- Руси: История алкогол. пробл.
В
России. СП6„ 2002. С. 106-170.
>
Философов Д. В. Неугасимая лампада: Ст. по церков, и религиоэ. вопр. М., 1912 С
. (>3-83.
3
Пругавин А. С. «Братцы» и трезвенники Из области религиозных исканий. М . 1912
* Беседы «Братца Иоанна» Чурикова от 2 мая 1910 года но 1 июня 1911 года. СПб., 1911.
3
Вениамин. Подмена христианства. СПб., 1911.
* Антонов А. А., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. Т. 1. С. 171-173.
7
Воскресенская церковь Общества распространения просвещения в духе православной церкви. СПб.
. 1903; Памяткаі Воскре-
сенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви СПб., 1896:
Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви за 1903 г.
СПб. 1904; Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной
церкви за 1912. СПб.
. 1913.
* Из истории борьбы церкви с народной бедой - пьянством / / Ист. летопись. 1914. № 3. і
34У
м/
» Любимов Н. А. Дневник участника Первого Всероссийского съезда по борьбе с народным пьянством. Прнл. к жури
«В борьбе- за трезвость». М„ 1911. № 2; Сборник речей о трезвенническом движении, произнесенных в собраниях Союза 17-го
Октября в Москве и Петербурге. М., 1913. С. 92-98, 111-125.
д іо д сводами масонского х^ама
М. В. Птиченко
Эапболее чем трехсотлетнюю
и с Ь М ю сущ ествования масон-
ства завеса над многими загадка-
ми приоткрыта, многое изучено,
опубликованы различные источ-
ники. Однако ореол таинственно-
сти, окутывающий историю орде-
на и его братьев, остается, а случай-
ные находки нередко только умно-
жают вопросы.
Где собирались русские масо-
ны, где проводили они свои «рабо-
ты», обряды посвящений?
История масонства в России
сложна: с первых же дней своего
существования орден вызывал по-
дозрения со стороны правитель-
ства, развитие и становление его
неоднократно насильственно пре-
рывалось. Поэтому нет ничего уди-
вительного в том, что русские ма-
соны, в отличие от западных, не
И. П. Елагин
возводили величественных зданий
масонских храмов. О ни обычно
приспосабливали для своих собра-
ний отдельные комнаты в домах
некоторых из братьев, которые ук-
рашались соответствующим обра-
зом. В них проводились не только
посвящения, но и заседания, бан-
кеты, торжественно отмечались
орденские праздники в честь св.
Иоанна Крестителя - покровите-
ля всех масонов.
Для особых случаев могли на-
нимать подобающие значимости
события помещения. «В 1813 году
летом была устроена очень дорого
стоящая, торжественная великая
траурная ложа в честь и память ос-
вободителя нашего отечества, вы-
сокопросвещенного брата, сиятель-
ного князя М . И. Голенищева-Ку-
тузова Смоленского.
.. и с пышнос-
ІІгпіоіиія Петербурга.
. V 5
(3!>)/2007
предыдущая страница 64 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст