з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
64
тью отпразднована как великая на-
циональная ложа в большой зале и
прочих ком натах м узы кального
общества. На торжестве этом при-
сутствовали все ложи и несколько
сот братьев»1.
В первые годы своего станов-
ления, в царствование Елизаветы
Петровны, русские масоны, по вос-
поминаниям современников, «так
опасались за себя и свое хорошее
дело, что собирались только изред-
ка и совершенно втихомолку, и не
в обы кновенном помещ ении, а
иногда даже на чердаке отдаленно-
го большого дома*2. Именно к тому
времени относится вступление в
масонское братство Ивана Перфи-
льевича Елагина (1725-1796), сыг-
равшего большую роль в истории
русского масонства.
И. П. Елагин, поступивш ий в
лож и, по его собственном у при-
знанию , «с сам ы х ю ны х лет», в
1750 году, прошел путь сомнений
и исканий, характерный не толь-
ко для отдельного вольного камен-
щика, но и для масонства в Рос-
сии в целом. Вспоминая свои пер-
вые ложи, он писал: «Ни я, ни на-
чальники лож иного таинства не
знают, как разве со степенным ви-
дом в откры той лож е ш утить, и
при торжественной вечери за тра-
пезою несогласным воплем непо-
нятны е реветь песни и на счет
ближнего хорошим упиваться ви-
ном, да начатое Минерве служение
окончится празднеством Вакху*3.
Это время существования масон-
ства в России И. П. Елагин позднее
назовет «игруш кой для праздных
умов», модным увлечением.
Одна из первых русских лож в
России была учреждена И. П. Ела-
гиным в 1768 году и получила от
Великой ложи в Лондоне консти-
туционную грамоту на семь степе-
ней, а 26 февраля 1772 года в Л он-
доне Дю ком де Бофором Елагину
был подписан диплом на звание
провинциального великого масте-
ра России. Елагину подчинялись не
менее 14 лож4.
Собственно ложи И. П. Елаги-
на, Великая провинциальная и
ложа М уз, в 1770-х годах собира-
лись в доме Елагина5, расположен-
ном по Больш ой М орской улице,
д. 38. Там же собирались столовые
ложи, устраивались банкеты в дни
орденских праздников. Н а собра-
ния
Великой
провинциальной
Запон. Франция. Начало XIX в. Гравюра на лайке, акварель. ГМИР
ложн, которые проходили каждую
четверть года, съезжались все мас-
тера лож. А ложа М уз «работала*
по субботам через неделю.
Ч то же касается м асонского
храма, устроенного в Елагином
доме на острове, то, по преданию,
он существовал еще при прежнем
владельце острова А. П. М ельгу-
нове, который такж е был актив-
ным масоном. Однако, продолжая
обустройство острова, И. П. Ела-
гин сделал более всех своих пред-
ш ественников; он обнес его зем-
ляным валом, «по которому и про-
вел дороги, в болотисты х рощах
выкопал пруды, канавы. У перево-
за с Каменного острова построил
из камня набережную, на которой
поставил
12
медны х пуш ек для
“увеселения”, воздвиг многие па-
мятники в честь своих друзей-ма-
сонов*6. В числе прочих был и па-
мятник Н. Панину, размещенный
в беседке «о четы рех столбах».
Сущ ествует предание, что цесаре-
вич Павел «был келейно принят в
масоны сенатором И. П. Елагиным
в собственном его доме в присут-
ствии графа Панина»7.
Архитектор, по проекту кото-
рого в 1785 году стали возводить
каменный дом Й. Г1. Елагина, не-
известен. Есть предположения, что
это мог быть Дж акомо Кваренги.
С И. П. Елагины м его связывали
друж еские отнош ения и принад-
леж ность к масонскому братству.
Возле дома размещались деревян-
ные здания кухни и оранжереи. На
восточном мысе острова находил-
ся павильон. «Еще при И. Елагине,
в конце X V III в. здесь стоял пави-
льон, перестроенны й Росси. В
“Описи острова купленного от гра-
фа Орлова под названием Елагин-
ского” о нем говорится следующим
образом: “ Беседка на Н еву реку
полукруглая с
12
колоннами ка-
менная крыта железом и щекотур-
ная длиной 7 сажен без малого и
шириною 4 сажени. Комнат 3. Две-
рей столярных с петлями 3, камин
1.
О кон с рамами и стеклами
6
.
П олы
дощ аты е"*8.
Н а
основе
приведенной архивной выписки
Т. А. Ершова считает, что здание и
раньше имело ф орму небольшого
храма и что Росси, как и во дворце,
изменил планировку помещений,
но сохранил при этом общий объем.
Уж е отмечалось, что масонс-
кие храмы в России не возводи-
лись, а лиш ь использовались уже
сущ ествую щ ие здания, в которых
были оборудованы комнаты. Тем
История ІІі'тербуїна. М 5 (.1!))/2007
предыдущая страница 65 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст