и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
не менее остается вопрос: отдава-
ли ли вольные каменщ ики пред-
почтение тем или иным архитек-
турным формам?
М асонский храм - понятие
умозрительное, это чувственно
воспринимаемое, зримое выраже-
ние того внутреннего храма, над
строительством которого труди-
лись братья. Образом такого идеа-
ла служил Соломонов храм. Леген-
да о строительстве его лежит в ос-
нове масонского ритуала и симво-
лики. И если ложа символически
обозначалась масонами как прямо-
угольник или иногда треугольник,
то храм, в том виде, в каком он
предстает перед нами на запонах
(фартуках), лентах и прочих атри-
бутах ритуала, как правило, имеет
форму ротонды с куполом или же
ротонды с портиком.
В.
И. Сахаров обратил внима-
ние на описания идеальных храмов
в утопических романах писателей-
масонов: всегда круглые, близкие
любимому масонскому символу -
улью с пчелами, изображения их
часто встречаются на запонах, в
рукописях и пр. В утопическом
романе масона М. Щербатова храм
описывался следующим образом:
«...Среди соделанной небольшой
площади узрнл я круглое здание,
отличное своим великолепием от
всех прочих.
.. Сие есть храм Б о-
жий.
.. Он был построен из дикого
камня, имея в середке яко окруже-
ние столбами в два ряда постав-
ленными, на коих утверждались
куполы. По середке, на возвышен-
ном месте и на богатом пьедестале,
стояло солнце, или лучше сказать,
круг, имея середку серебряную,
лучи же златые»9.
Итак, идеальный масонский
храм имеет в плане круг. Нередко
в рукописях можно видеть не толь-
ко прямоугольник, имеющий зна-
чение ложи, но еще и круг с точкой
посередине. Так обычно обознача-
ют масонский орден и понятие
Бога, где точка - единственное воз-
можное отображение невыразимо-
го Бога, а круг - ограничения, на-
ложенные на невыразимое ради
постижения нашим конечным ра-
зумом. Архитектурное выражение
круга - ротонда.
Эти элементы можно видеть на
сохранивш ихся
изображ ениях
дома И. П. Елагина до перестрой-
ки, где восточный фасад выступа-
ет полукругом к набережной. Над
колоннадой, на верхнем этаже дома
располагалась домовая церковь во
имя
св.
Н иколая
Чудотворца,
имевшая необычную круглую фор-
му. Дом ориентирован строго с за-
пада на восток, от дома расходи-
лись лучами три прямые аллеи,
центральная из них вела на запад, к
заливу. Расположение павильона
также символично: восточный мыс
острова мож но назвать местом
встречи четырех стихий - Земли,
Воды, Воздуха и Огня (Солнца),
которые олицетворяли ж ивотво-
рящие силы природы. Т. А. Ерш о-
ва полагает, что этот маленький
храм мог быть посвящен культу
воды.
Конец 6 0 -7 0 -х годов X V III
века для И. П. Елагина был време-
нем разочарований в масонстве. В
1784 году работы масонских лож,
которыми руководил И. П. Елагин,
были приостановлены по собствен-
ному побуждению провинциально-
го гроссмейстера и с согласия чле-
нов лож, но без приказания со сто-
роны высшего правительства. Ра-
боты были возобновлены лиш ь в
1786 году. «В 1786 году, - писал
Иван Перфильевич в своих запис-
ках, - разномысленные братья стали
меня просить о соединении их». По
собственному признанию И. П. Ела-
гина, он был в это время «на острову
своем, яко Иоанн в пустыни». Имен-
но к тому времени относится страсть
И. П. Елагина к переводам и сочи-
нениям собственных трактатов о
масонстве. Многие из его сочине-
ний так и остались в виде рукопи-
сей, хранящихся в архивах, и от-
дельных планов будущ их трудов
по истории и символике масон-
ства. Так, в одной из них И. П. Ела-
гин пытался облечь мистические и
каббалистические понятия в доступ-
ную для читателя форму - «скаски».
В период исканий И. П. Елагин об-
ратился к изучению мистико-гер-
метической литературы. Наставни-
ками его стали И. Рейхель и С. Эли,
которые и определили тот круг чте-
ния, которому посвятил себя Ела-
гин. «Рейхель заставил Елагина
“читать такие книги,
которыя
прежде, яко безтолковыя”, были нм
“презираемы". Эли помог Елагину
окончательно “проразуметь" преда-
ния египетския, писания творцов
Des erreus et la vérité. Tableaux
naturels, Веллннга, Роберта Ф лук-
тиба [Фладда], Елиас артиста в его
истине и заблуждениях и прочих
таинственными называемых*10.
Бы ло бы по меньш ей мере
странно, если бы И. П. Елагин, стра-
стно увлеченный алхимическими
науками, не использовал случай,
чтобы вы учиться у Калиостро.
Есть свидетельства, что Калиост-
ро в бытность свою в Петербурге в
1779-1780 годах жил в доме Ела-
гина. Существуют разные мнения:
одни считают, что он жил в доме
на Б. Морской и только приезжал
на остров, другие полагают, что
Калиостро жил на Елагином ост-
рове и, возможно, там же прово-
дил свои алхимические опыты.
Дж узеппе Бальзамо граф де
Калиостро (1743-1795), по соб-
ственным словам, прошел в Егип-
те полное посвящение в «таинство
подлинного Великого Востока» и
был способен изготовлять золото
и серебро и возвращать молодость,
обещал физическое совершенство
тому, кто последует рекомендаци-
ям его герметической медицины.
Также он утверждал, что может
вызывать призраков давно умер-
ших людей и что после двух тысяч
лет своей ж изни речь его стала
вдохновлена мудростью, дарован-
ной ему веками истории. Какими
бы вымышленными и фантастич-
ными ни казались эти сведения, он
в свое время имел грандиозный
успех. Среди его горячих поклон-
ников были Ш иллер и Гете. Гете во
время своего путешествия на С и -
цилию потратил много сил и вре-
мени, собирая
инф ормацию о
«Джузеппе Батьза.мо* на его пред-
полагаемой родине.
Известно, что Калиостро был
посвящен в масоны в Лондоне в
некой неустановленной ложе и при
неясных обстоятельствах, хотя и
был вхож в некоторые действую-
щие английские ложи, где, правда,
и он сам, и его мистические откро-
вения откры то поднимались на
смех. Калиостро приехал в Петер-
бург в 1779 году и стал показывать
чудеса столичной публике, увле-
кавшейся в те годы мистицизмом.
О н уверял, что может доставать
ртуть из ноги подагрика, делать
золотую тинктуру и философский
камень. Бывал он в домах и масо-
нов, где демонстрировал свои по-
знания в области тайных наук; по
преданию, «великий маг» прово-
Ист ория Пет ербурга. М я (3 9 )/3 0 0 7
предыдущая страница 66 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст