и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
дил свои опыты на даче у А. С. Стро-
ганова. У Калиостро вы ш ло не-
большое недоразумение: он непре-
менно хотел ингредиенты для де-
лания золота заказать в Польше,
однако это исполнено не было. Ка-
лиостро объяснял свои требования
тем. что для познания природы, по
его словам, не употребляются печ-
ки с «проклятым* стихийны м ог-
нем. Без природы нельзя найти
мудрости, но без химии - да; все
работы с угл ям и несообразны с
природою. Говорят, когда Калиос-
тро наделал долгов в столице, он
скрывался в погребе у И. П. Елаги-
на и затем именно оттуда был вы-
везен со своей женой в кибитке и
доставлен в Митаву.
И. П. Елагин попытался свес-
ти свои познания в одном труде,
названном «Учение древнего лю -
бомудрия и богомудрия, или на-
ука своб од н ы х кам ен щ и ков из
разных творцов светских, духов-
ны х и м истических собранная в
пяти частях предлож енная И .Е.,
великим Российский П рови н ци -
альный Л ож и мастером*. Соглас-
но плану автора, первая книга со-
держала историческое обозрение
масонства от Адама, Ноя, Авраа-
ма до рыцарских орденов Средне-
вековья и различны х «систем и
училищ » нового времени: вторая
книга должна была рассматривать
Талмуд, каббалистику, учение о
Зефиротах и именах Божиих: тре-
тья кн и га содерж ала по плану
объяснение первых четырех степе-
ней
м асонства;
четвертая
-
разъяснение пятой, шестой и седь-
мой степени: пятая - должна была
содерж ать «доказательство, что
есть Бог*, тайну творения, Вопло-
щения Слова и падение человека.
В заключение планировалось «по-
казание» о Суде, Воскресении и
Новом Иерусалиме". Таким обра-
зом, п о л учи ло сь сочи н ен и е из
семи книг, что соответствовало
семи степеням, в которых работа-
ли Елагинские ложи. Первые стра-
ницы своего труда Елагин начал
читать избранным братьям второ-
го союза на заседаниях «Капиту-
ла или великого училищ а во гра-
де св. Петра на Востоке Российс-
ком* в 1786 году12.
Судьба вела Елагина-масона
извилистыми путями, потому как,
по собственному его признанию, «я
еще ребенок, ш атаю щ ийся между
заблуждений и истины и ищущий
просвещения себе». В его исканиях
и заблуждениях отразилась исто-
рия русского масонства второй по-
ловины X V III века. Многие, подоб-
но ему, вступали в ложи развлече-
ния ради и считали масонство пус-
тяками. М асонство того времени
было во многом наивно и трогатель-
но в своем стремлении проникнуть
в таинства мистики. В борьбе раз-
личных систем, градусов посвяще-
ний, в противостоянии лидеров и
масонских союзов, правительствен-
ных гонениях - все то время не пре-
кращ алась работа по духовному
строительству Соломонова храма,
над возведением которого трудил-
ся каж дый вольный каменщ ик и
которую вел до последнего вздоха
владелец Елагина острова.
1
К истории масонства в России / / Русская старина. 1882. Т. 35. С. 550.
7
Цит. по: Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины И. СПб., 2001. С. 34.
3
Записка о масонстве И. П. Елагина / / Русский архив. 1864. Кн. 1. С. 100.
* Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 44-53.
5 А. И. Серков считает, что собрания проходили на Елагином острове, однако остров был куплен И. П. Елагиным лишь в 1777
году, в то время как активная деятельность указанных лож приходится на начало 1770-х годов.
6 Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1994. С. 15.
7 Масонство в его прошлом и настоящем. М„ 1915. Т. 2. С. 142.
* Пит. по: Ершова Т. А. Служебные корпуса и парковые павильоны Елагнноостровского ансамбля / / Елагин остров. Импера-
торский дворец. История и архитектура. СПб., 1999. С. 162.
* Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века. М., 2000. С.
204-205.
Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 186.
" Там же. С. 96-97.
17 Там же. С. 187.
6 6
История Петербурга. М 5 (Я9)/2007
предыдущая страница 67 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст